Вячеслав Гобозов: «Предстоящие парламентские выборы будут напряженными»

«Противоречия между законодательной и исполнительной властью неизбежны», – считает помощник Президента – Полномочный представитель Президента Республики Южная Осетия в Парламенте Вячеслав Гобозов. Более того, по его мнению, «в разумных рамках, их можно считать даже прогрессивными, потому что решение противоречий и конфликтов в правовом русле позволяет избегать застоя, стагнации, позволяет чувствовать пульс общественной жизни».

Однако, в Южной Осетии зачастую противоречия между двумя ветвями власти приобретают резонансный характер и, несомненно, влияют не только на деятельность руководства, но и на социально-политическую жизнь общества. Бесспорным примером можно привести разногласия, возникшие между Правительством и Парламентом республики в конце 2016 года из-за отклонения госбюджета со стороны Парламента, причиной которому было то, что в бюджете республики в качестве главного распорядителя бюджетных средств фигурировал Высший Арбитражный суд, которого уже не было в Конституции. Каковы же на сегодняшний день взаимоотношения между исполнительной и законодательной властью, а также о некоторых политических прогнозах нам рассказал Полпред Президента в Парламенте Вячеслав Гобозов.

– При прежней власти широкий резонанс получали утверждения о противоречиях между исполнительной и законодательной властью. Как Вы оцениваете сотрудничество между ветвями власти сейчас?

– Противоречия между законодательной и исполнительной властью – это нормальное явление в любой демократической стране, если они сохраняются в разумных, правовых рамках. На данный момент в Южной Осетии сотрудничество между ветвями власти более тесное, учитывая, что и исполнительную, и законодательную власть фактически контролирует одна и та же политическая сила. Однако, даже в этой ситуации определенные противоречия между этими двумя ветвями власти неизбежны.

Чтобы подобные конфликты и противоречия разрешались в рамках правового поля, в любом демократическом государстве имеется постоянно и эффективно действующий механизм взаимодействия этих двух ветвей власти. Такой механизм нужен и нам, особенно, если учесть, что Парламент переходит на профессиональные рельсы. Полномочные представители и Президента, и Правительства должны участвовать в законотворческой работе на всех ее этапах, а не только на уровне заседаний правительства, парламентских комитетов, президиума или сессии парламента. Это, конечно, прибавит им работы, но зато будет способствовать более конструктивному взаимодействию ветвей власти.

– В республике все живут в ожидании парламентских выборов. Это искусственный фантом или чрезмерная политизация предстоящих выборов? Может наше общество стало излишне политизированным?

– Я не думаю, не чувствую, что республика сейчас живет в ожидании парламентских выборов. Определенные политически активные люди и политические силы, может быть, и живут в ожидании этих выборов, но республика пока что о парламентских выборах не думает. Да, наше общество слишком политизировано – это факт. Это не плюс, но вполне естественный процесс в обществе, которое находится в определенной степени на переходном этапе государственного строительства. До недавнего времени перед нашим государством стояла основная задача – выжить, мы фактически находились в осаде, и в этой ситуации многие государственно-правовые и политические институты формировались и действовали исходя из комплекса «осажденной нации». С 2008 года, когда угроза войны отпала, у нас появилась, наконец, возможность строить свое государство уже в принципиально иных условиях, на принципиально иной правовой основе. Мы на сегодняшний день находимся на этапе, когда наша государственно-правовая система, созданная в других условиях, сегодня во многом неэффективна, ее надо реформировать в соответствии с новыми реалиями.

– В целом, возможно, в обществе ожидание парламентских выборов пока не ощущается, но политическое поле, думаю, уже формируется?

– Безусловно. К парламентским выборам политические силы, которые есть в Южной Осетии, готовятся уже сегодня. Это будут очень интересные выборы, потому что они будут проходить уже по другой избирательной системе – пропорционально-мажоритарной. В этой ситуации для политически активных граждан необходимость в обязательном создании партий, чтобы попасть в парламент, отпадает. В результате, партийный бум будет постепенно сходить на нет, потому что политически активному гражданину легче определиться с округом, выиграть в округе и стать депутатом парламента, чем заниматься довольно трудоемким процессом создания партии. Поэтому, я думаю, что одним из результатов этих и последующих выборов будет естественная селекция партий, формирование новой партийной системы. Скорее всего, со временем на политической арене останется не так много партий, как сейчас. И здесь не надо принимать никаких «регулирующих» шагов со стороны органов госвласти, «подстегивающих» данный процесс, чтобы эти шаги не трактовались как репрессии по отношению к тем или иным политическим силам.

– Насколько напряженными, по Вашему мнению, будут будущие парламентские выборы, учитывая тот факт, что на политическую авансцену выйдут новые партии?

– Бесспорно, парламентские выборы будут напряжёнными. Я не знаю, выйдут на политическую сцену новые партии или нет, но достаточно и тех партий, которые сегодня есть, чтобы эти выборы сделать напряжёнными. Но я уверен, что они не выйдут за рамки правового поля.

Предстоящие парламентские выборы вызовут гораздо больший интерес, и явка на них будет намного выше, чем на последних. На самом деле данная система выборов будет содействовать более активной работе партии в районах, а не только в городе или в средствах массовой информации, и это будет способствовать созданию полноценных партий. Пропорционально-мажоритарная система будет приводить с одной стороны к укреплению партийной системы Южной Осетии, к ее упорядочению, а с другой стороны, она обеспечит приход в парламент депутатов, которые пользуются поддержкой избирателей конкретного округа и выражают интересы этого округа. Соответственно, и у людей будет возможность знать, к кому из депутатов обращаться.

Учитывая, что парламент будет профессиональным, впервые люди будут голосовать, понимая, что выбранные ими депутаты будут заниматься депутатской деятельностью на профессиональной основе, получать за это зарплату, а значит, должны обладать определенной квалификацией. Поэтому пока очень трудно сказать, как поведет себя избиратель в данных условиях. Так что предстоящие выборы будут очень интересными.

– В обществе часто можно услышать мнение о каких-то митингах, которые хотят провести определенные лица, будучи недовольными некоторыми действиями президента. Какими мотивами руководствуются эти люди?

– Право на митинги, демонстрации, другие массовые политические мероприятия – это одно из основополагающих, конституционно закрепленных политических прав человека и гражданина. Это абсолютно демократичная форма выражения своего мнения. Другой вопрос, что все эти мероприятия должны проходить в рамках закона. Митинг в любом государстве стараются провести «определенные лица» и «определенные политические силы», которые руководствуются «определенными интересами», поэтому ничего страшного я в этом не вижу, если подобное мероприятие проводится строго в рамках закона. Если же нет, то государство должно принимать меры, чтобы пресечь противоправные действия.

– Не считаете ли Вы, что эти попытки вносят деструктивный характер в общественное развитие и строительство государства?

– Вы знаете, я не любитель вешать ярлыки. Определение «деструктивный характер» весьма относительное определение. Для любой власти, к примеру, митинг, на котором ее критикуют, наверняка носит «деструктивный характер». А вот для оппонентов власти, инициировавших митинг, – нет. Здесь надо смотреть, каковы истинные цели организаторов митинга.

– Как бы Вы охарактеризовали деятельность президента за полгода?

– Мне, может быть, не совсем этично давать какие-то оценки деятельности главы государства. Поэтому скажу о другом, о том, что я считаю более важным. По моему мнению, самый важный вопрос, который стоит перед нынешним президентом, – это кардинальная реформа государственно-политической системы управления. Еще раз повторю – эта система сложилась в совершенно других условиях и на сегодняшний день, к сожалению, недостаточно эффективна. Она больше приспособлена, скажем так, под «ручное управление». Между тем, если в условиях послевоенной разрухи, восстановления методы «ручного правления» имели определенную эффективность, то сегодня, когда мы говорим о развитии страны, требуется другая государственно-политическая система. Система, которая будет работать, так сказать, в «автоматическом режиме», в которой глава государства не будет вынужден заниматься всеми вопросами, в том числе и теми, которые должны автоматически решаться на других уровнях власти. Если эта системная реформа будет успешно проведена, то, я считаю, это будет самое важное, что удалось сделать нынешнему президенту.

А начинать реформу, как мне кажется, надо с разработки новой Конституции РЮО, потому что Конституция – это как раз тот документ, в котором закладываются основные правила политической и правовой жизни страны. Наша конституция выполнила свое предназначение, она полностью соответствовала нормам правового демократического государства, но теперь нам надо идти дальше и закладывать те правила и нормативно-правовые акты, которые позволят нашему государству развиваться и в политическом, и в правовом, и в социально-экономическом, и в национально-культурном плане.

Мадина Бязрова