Вы слыхали, как поют… хоры?

В годы советской власти в Эстонии была такая традиция: раз в пять лет в Таллине устраивались певческие праздники, в которых принимали участие школьные хоры. Иногда количество участников превышало 25 тысяч человек, и зрелище это было совершенно грандиозное. Об этой певческой традиции нам впервые рассказал директор, а по совместительству руководитель школьного хора, выдающийся организатор, человек, до мозга костей преданный профессии учителя и воспитателя Отар Дмитриевич Сиукаев.

А разговор об этой традиции зашел во время одной из первых репетиций вновь организованного хора в Цхинвальской средней школе №11. В это учебное заведение Отар Сиукаев привнес одну из самых замечательных традиций, которые только существовали в нашем родном Цхинвале, да и по всей тогдашней Юго-Осетинской автономной области – хоровое пение.

Думается, что тогда Отар Сиукаев преследовал сразу две цели: первая – через совместное творчество сплотить достаточно разношерстный ученический коллектив, вторая вытекала из первой и была направлена на организацию культурного досуга детей. Отар Дмитриевич воспитывал словом и делом. Дисциплина на хоровых занятиях была железной. При этом опоздавший или провинившийся казнил себя больше, чем строгое «почему пропустил?» Отара Дмитриевича. Кроме нужных, чисто профессиональных навыков, таких как чистота многоголосного звучания или цепное дыхание, Отар Дмитриевич как-то незаметно нас воспитывал. Он нам рассказывал множество историй: смешных, добрых и поучительных. Воистину, это человек-легенда. Он умело сооружал вокруг себя огромное поле культуры, воспитанности, интеллигентности. Отар Дмитриевич научил нас понимать не только музыку, но и ценить хорошее, доброе отношение к себе, быть внимательными к младшим и ценить старших. Но самое главное – школьный хор стал олицетворением успеха. Мы не занимались просто так: с момента разучивания первой песни каждый из нас знал, что когда это будет нужно, хор должен выступить лучше и музыкальнее всех. Это был сильный настрой.

В Цхинвале с далеких 30-х до сегодняшнего дня сохранилась добрая традиция выступления школьных хоров на различных олимпиадах, смотрах и фестивалях.

Но самое благоприятное время хоровых традиций приходится на уже далекие 60- 80-е годы. Кипела работа, почти ежедневные репетиции – отдельно по голосам, затем 2-3 раза в неделю соединялись все голоса. Про то, что надо знать тексты песен наизусть, речи не было. Дальше уже шли репетиции на исполнение. Причем, исполнять следовало так, словно сейчас и здесь тебе вручают первую премию.

Кроме хора в школе функционировал оркестр народных инструментов. Его участие в школьных хоровых мероприятиях было делом привычным и даже обычным. Торжественное, красивое и достойное зрелище. Все подчинялось канонам академического хорового пения и инструментального исполнительства. Пример школы №11 не единичный, приблизительно так было почти во всех школах.

По всей автономной области репертуар школьных хоров был огромный. О чем будет петь школьный хор, зависело от идеи очередного смотра или концерта. Это мог быть юбилей или годовщина образования Страны Советов, праздник дружбы и солидарности с другими народами, героическое прошлое и т.д. В репертуаре школьных хоров были песни советских композиторов, песни осетинских композиторов, обязательно песни военных лет, а также героические народные песни и т.д. Качество репертуара полностью зависело от мастерства руководителя хорового коллектива.

Со школьными хорами работали известные композиторы и музыканты – Ф. Алборов, Г. Тедеев, Т. Харебов, К. Парастаев и др. Поколению нынешних 40-50-летних хористов хорошо знакомы имена З. Техова, Л.Гусова, Д. Котаевой, Н. Гучмазова, Р. Дзагоева, А.Тигмузова, и других.

Отар Сиукаев создал школьный хор. Классический образец того, как общее дело и готовность быть успешным объединяет людей. Причем, вначале принудительно-добровольное объединение школьников вылилось в довольно впечатлительное по своим масштабам культурное сообщество учеников и учителей, имеющих общие цели и задачи. Успех на республиканских олимпиадах и конкурсах, стал итогом, к которому пришли хористы.

Отар Сиукаев учил нас элементарным нормам поведения, репетировал бесконечное число раз, как надо правильно вести себя на сцене, выходить на сцену, говорить, отвечать и т.д. Потом мы много раз благодарили его за это. Во взрослой жизни волею судеб нам не раз приходилось убеждаться в правильности его суждений о том, что культурный человек – это не тот, кто все делает правильно, а тот, кто поможет и деликатно подскажет тому, кто этого не знает.

Казалось бы, мелочи, но по ним зачастую судят о человеке. Совершенно очевидно, если даже обойти молчанием его длительные беседы, касающиеся норм и правил поведения, учебы и отдыха, то создания школьного хора было достаточно, чтобы судить о нем как о человеке в первую очередь, и в последнюю – как о директоре.

Каким образом ему удалось почти всю школьную детвору собрать в один хор? Являясь в своем большинстве музыкально безграмотными, участники хора исполняли в два-три голоса лучшие хоровые песни советского периода, причем не раз побеждали на конкурсах, смотрах или олимпиадах. Среди хористов не было задравших нос отличников, любимчиков учителей, общественно полезных пионеров, неблагополучной шпаны или откровенных хулиганов. Здесь был хор, хористы и любители музыки. К нам обращались исключительно на «вы», тем самым подчеркивая значение нашего участия в этом деле.

Вспоминая, период директорства в   11-й школе Отара Сиукаева, почти все выпускники сходятся во мнении, что уважение к личности и авторитет директора были непререкаемы. Но главное, мы любили по-человечески этого близкого нам по духу интеллигента. Он знал о нас все, обращался по имени и отчеству к нашим родителям, знал, кто где живет, в каких условиях. Если все благополучно, он не беспокоился, если нет, искал и находил способы помочь ненавязчиво и очень деликатно. Чтобы не обидеть, не выразить чувство жалости, но поменять ситуацию к лучшему. Несмотря на то, что школа не была образцово-показательной, мы были дружным, культурным и успешным сообществом.

Многим выпускникам школы удалось реализовать себя, благодаря тихим беседам и внимательному отношению к нам директора школы Отара Сиукаева. Энтузиаст и подвижник, он стал воплощением того, что учитель не профессия, а призвание.

Во время встречи с выпускниками других школ, в которых довелось поработать Отару Дмитриевичу, разговор непременно заходил о нем. Воспоминания о нашем директоре всегда вызывали чувство уважения, радости и гордости. Складывалось впечатление, что все, мы говорим о родном и близком человеке. Странное дело, но мы все, совершенно разные по характеру, темпераменту и даже возрасту, испытывали одни и те же чувства.

В числе самых стойких традиций, которые передаются из поколения в поколение, остается организация хорового пения в общеобразовательных школах. Школьные хоры, как лакмусовая бумажка, удивительно точно проявляют образовательный и воспитательный уровень в той или иной школе. Сплоченный коллектив школьного хора – это прежде всего взаимопонимание между детьми и взрослыми, мастерство и талант руководителя. Школьный хор – это волшебство. Когда звучит школьный хор, происходит магия единения. Нет ни участников-хористов, ни зрителей, есть те, кто любит песню и музыку. И те, кто на сцене, и те, кто в зрительном зале, поют вместе, одни вслух, другие про себя. Но обязательно сопереживают в каждой ноте и каждому слову. И как это замечательно, когда звучит школьный хор. Разве это не так?

Тамара КОТОЛОВА