Недавний приезд в Южную Осетию помощника Президента РФ по связям с Южной Осетией и Абхазией Владислава Суркова общественностью в Республике воспринимается двояко. Для одной части нашего общества его приезд расценивается, как «Господа, к нам едет ревизор!», для другой – как приезд гуру, который проведет кадровую чистку и сгенерирует государственный аппарат. И то, и другое мнение далеки от истины и отражают больше наше романтическое восприятие действительности, чем саму реальность.
Во-первых, ревизией уже второй год подряд занимается не В.Сурков, а сотрудники Счетной палаты Российской Федерации, которые приезжают в РЮО в начале февраля уже второй год. Пока что о серьезных нарушениях не сообщалось, впрочем, плох тот ревизор, который не найдет хотя бы незначительные упущения.
Во-вторых, В.Сурков никогда не давал оценки работе государственного аппарата, хотя, как он сам выразился в свой первый приезд, «поговорить есть о чем». Более того, в свой нынешний приезд он отметил слаженность работы ведомств двух стран: «Я с удовлетворением хочу отметить, что у нас с югоосетинскими коллегами в рамках совместной рабочей группы сложился хороший комплекс взаимоотношений. Такая работа даст свой результат». В устах человека, который не замечен в пристрастии к комплиментарности, такая оценка отражает истинное положение дел.
И, наконец, В.Сурков далек от желания проводить в независимом государстве кадровую политику. Странно другое – российское руководство и его представители всячески стараются дать понять, что кадровые вопросы лежат в сфере ответственности нашего руководства. Однако в нашем обществе все еще живет ощущение того, что Москва может и даже обязана приструнивать плохих юго-осетинских чиновников и продвигать хороших. Апелляция к Москве в нашем сознании живет еще со времен СССР и едва ли будет изжита в ближайшее время.
В этой связи очень характерна ситуация с кандидатурой М.Мамонова на пост премьер-министра. На некоторых интернет-сайтах эта кандидатура рассматривалась как одна из наиболее вероятных. При этом указывалось на то, что М.Мамонов является членом команды В.Суркова и его назначение вопрос одного-двух дней. И произойдет, мол, это в приезд В.Суркова в Цхинвал. Закончился рабочий визит В.Суркова, однако Мамонова – премьер-министра РЮО никто так и не увидел. Тем не менее, интенсивность слухов была столь велика, что информационному агентству «Рес» даже пришлось опровергать их. Было заявлено, что «ИА "Рес" стало известно из источников, приближенных к администрации президента России, что Мамонов в Южную Осетию не направляется, тем более – на пост премьера». Таким образом, «достоверная информация», распространяемая экспертами на интернет-ресурсах, на самом деле оказалась компьютерным спамом.
В.Сурков сделал вопрос реализации Инвестпрограммы на 2014 год (и как итог – восстановление Республики) делом чести. «Мы с вами взялись за дело, обещали Президенту России и Президенту Южной Осетии работать на результат. Будем требовать это и от вас, потому что от результатов нашей работы зависит благополучие народа. Мы не отделяем себя от вас. И если будет провал, то это будет мой провал, я так к этому отношусь», – это утверждение В.Суркова, высказанное на встрече с руководителями подрядных организаций, как нельзя лучше характеризует его личное отношение к поставленным перед ним самим задачам. Ну а то, что он будет требователен к своим партнерам, сомневаться тоже не приходится. «Объект или завершен, или нет. Это легко проверить, поэтому в конце года мы посмотрим, справились мы с задачей или нет. Никаких компромиссов уже не будет», – так В.Сурков определил простую формулу оценки работы участников марафона под названием «Реализация Инвестпрограммы – 2014».
Во время рабочего визита был определен еще один критерий реализации планов восстановления – конкретные сроки сдачи объектов. Владислав Сурков привел в пример строительство олимпийских объектов в Сочи: «Когда срок жестко установлен, в конечном итоге все объекты будут сданы. А чем тут не Олимпиада. Республика находится в сложном положении, и мы должны так же отнестись к ситуации, работать олимпийскими методами». Действительно, конкретные сроки не только позволяют оценивать расторопность строителей, но и дисциплинируют их самих.
Но возникает вопрос: готовы ли в Южной Осетии работать олимпийскими методами и темпами? Пока что такого ощущения нет. Президент Л.Тибилов на встрече с представителями подрядных организаций сказал: «Мы не привыкли работать по выходным и праздникам, однако работать нужно именно так до тех пор, пока мы не завершим все намеченное по Инвестпрограмме. Если мы таким образом подойдем к этому вопросу, у нас все получится, а я ставлю именно такую задачу». Действительно, строители при необходимости должны работать и в выходные и праздники, если учитывать, что простои на объектах – нередкое явление. Этому есть и примеры, зачастую можно видеть, что на прокладке коммуникаций техника работает и в выходные дни.
Понятно, что главным организующим центром в деле реализации Инвестпрограммы на 2014 год станет не президент Л.Тибилов и не помощник президента РФ В.Сурков, а новое правительство страны. Глава правительства уже не должен отвлекаться на работу многочисленных комиссий, оргкомитетов по проведению праздничных мероприятий и тем более не возглавлять их. Даже если это прописано многочисленными регламентами. Для этого есть заместители.
Глава правительства должен стать главным технологом на производстве. Эпоха, когда наши премьер-министры давали комментарии по внешней и внутренней политике, восседали в многочисленных торжественных президиумах, не пропускали ни одного юбилея, должна уйти в прошлое.
И здесь по большому счету национальность и прежние заслуги самого премьер-министра не так уж важны. За всю новейшую историю Южной Осетии правительство возглавляли разные люди. Это были и чистые технари, например, производственник А.Шавлохов, участник военных формирований В.Габараев, осетины, призванные из зарубежья – В.Булацев, И.Санакоев и Р.Хугаев, российские специалисты Ю.Морозов и В.Бровцев. В руководстве правительством РЮО был представлен весь возможный спектр социального и национального представительства.
Для пользы дела необходим человек, не обремененный местным закулисьем, руководствующийся современными тенденциями в организации строительства, думающий и работающий в понятной и для российской стороны системе координат.
Работа с российскими партнерами должна проходить в тесном сотрудничестве, при обязательном соблюдении взаимных интересов. Этот процесс напоминает движение тяжелого железнодорожного состава, который ведут в гору два локомотива. И если паровозы будут действовать несинхронно друг с другом, то весь состав будет пробуксовывать. А вся энергия движения уйдет в пар.
Аналитический отдел газеты «Южная Осетия»