За последнее время в нашей республике мебельный бизнес активно развивается. Мебель можно купить по образцам в специализированных магазинах или приобрести дистанционно, выбрав по каталогам, буклетам, фотоснимкам через Интернет. Разница в том, что, покупая мебель в магазине, потребитель может оценить потребительские свойства, удобство эксплуатации демонстрируемых образцов, чего не может сделать, покупая товар дистанционным способом. Также мебель можно заказать у частника, производящего ее с учетом индивидуальных потребностей потребителя. Не зная о своих потребительских правах, покупатель может быть обманут нерадивым продавцом в связи с чем ему следует знать, что отношения между производителем, продавцом, и покупателем регулируются законом «О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия». (Далее-законом)
Для отстаивания своих законных интересов в различных ситуациях, возникающих при приобретении мебели, потребителю следует знать: в соответствии с законом, покупатель имеет право на обмен мебели надлежащего качества, не бывшим в употреблении, сохранившим товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки в течение 14 дней, не считая дня покупки, если она не является набором или гарнитуром (состоящим из нескольких изделий). А вот при дистанционном способе предусматривается возможность вернуть или обменять любую качественную мебель, в том числе гарнитуры, единичные изделия, которые не подошли покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 7 дней. Если продавцом в письменном виде не был предоставлен документ, содержащий информацию о порядке и сроках возврата качественной мебели, срок продлевается до трех месяцев. Мебель, купленную дистанционно, также можно вернуть, если полученный товар не соответствует описанию, указанному в интернете. Для надежности покупателю следует сделать скриншоты с характеристиками изделия.
Следует знать, что гражданин вправе отказаться от покупки товара дистанционным способом в любой момент до ее получения! При отказе покупателя от мебели продавец обязан вернуть денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за вычетом расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования. Поэтому при покупке мебели независимо от способа ее приобретения, между продавцом и покупателем должен заключаться договор в письменной форме (отсутствие которого может привести к различным ситуациям не в пользу потребителя), содержащей следующие условия: адрес нахождения изготовителя, продавца, уполномоченного на принятие претензий от покупателя; подробное описание мебели: артикул, количество предметов, входящих в комплект, цена, сроки доставки, изготовления мебели; порядок оплаты, стоимость доставки; условия о сборке и установке, их стоимость; гарантийные обязательства.
В соответствии с законом, в случае обнаружения в товаре недостатков, потребитель может потребовать от продавца по выбору: замены товара, уменьшения покупной цены соразмерно выявленному недостатку, бесплатного устранения недостатков или просто возврата уплаченных средств. При этом мебель ненадлежащего качества возвращается продавцу. Доставка осуществляется за счет продавца. Указанные требования покупатель может предъявить к продавцу в период гарантийного срока. Продавец обязан провести проверку его качества, а при спорных вопросах о причинах возникновения недостатков – провести экспертизу товара, при которой потребитель или его законный представитель имеет право участвовать. В случае несогласия с результатами экспертизы покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если изготовителем или продавцом не установлены на мебель гарантийные сроки или они истекли, покупатель вправе предъявить вышеуказанные требования к продавцу в пределах 2-х лет, при этом бремя доказывания того, что недостатки в товаре возникли по вине изготовителя, лежат на самом покупателе.
Если же мебель с недостатками была изготовлена по заказу, покупатель имеет право по своему выбору потребовать от исполнителя заказа: безвозмездного устранения недостатков; соответствующего уменьшения цены; безвозмездного изготовления другого изделия или повторного выполнения работы; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненных работ своими силами или третьим лицом, или просто расторжения договора. Недостатками при этом могут быть: царапины, дыры, разбитое зеркало, сломанные ручки, нехватка предметов мебели, несоответствие размеров или цвета используемых материалов, обговоренных в заказе и т.д. Следует знать, что заказчик может также отказаться от исполнения договора в любой момент, но при условии оплаты исполнителю понесенных расходов. Отказаться от выполненной на индивидуальный заказ качественной мебели, в случае если перестали нравиться форма или цвет – нельзя.
Следует знать, что мебель, купленную в кредит, можно вернуть продавцу, но требовать возмещения процентов по кредиту и других убытков можно только в случае приобретения некачественного изделия. Уцененный товар нельзя вернуть, ссылаясь на дефект, являющийся причиной уценки, если он отражен в договоре.
Следует знать: для возврата изделия необходимо составить претензию и направить ее продавцу (изготовителю). Если ответа на претензию не последовало или было отказано в удовлетворении требований, покупатель может обратиться в суд.
В целях оказания бесплатной консультативной помощи в вопросах защиты нарушенных потребительских прав, просим граждан нашей республики обращаться в Комитет Юго-Осетпотребнадзора по адресу: г. Цхинвал, ул. Горького, 39. Контактный телефон: 8-929-806-50-30.
Жанна САНАКОЕВА,
начальник Управления надзора в сфере защиты прав потребителей Комитета Юго-Осетпотребнадзора