Учитель – неизменная актуальность профессии

Эта дата по праву является праздничной, касаясь практически каждого из нас. В этот день в нашей памяти оживают картины детства, годы, проведенные в школе и, конечно же, любимые учителя. Они дают нам знания, но главное – преподают нам уроки жизненной мудрости, оставляя в каждом из нас частицу своей души, своего характера, отношения к жизни. Те, для кого учительство, работа с детьми стала профессией, делом всей жизни, – особенные люди. В День учителя школьники, студенты, воспитанники всех образовательных учреждений чествуют своих педагогов, но только через годы они по-настоящему осознают, насколько велик был вклад учителя в их судьбу.

Система образования Южной Осетии всегда славилась богатыми педагогическими традициями, сплоченным учительским контингентом, идущим в ногу со временем. Новое время ставит перед педагогами Республики новые требования, новые вызовы. Сегодня учитель должен быть не только грамотным профессионалом, владеть новейшими средствами и методиками обучения, но и осознавать суть глубоких перемен, которые идут в обществе. Сегодня, как никогда, важно научить детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

К сожалению, даже в ностальгические советские времена скромный, но незаменимый труд учителя вознаграждался не в полной степени, а о последних двух десятилетиях и говорить не приходится. Это привело к закономерной утрате социального престижа данной профессии. Тем не менее, общество все более приходит к осознанию важнейшей роли, которую в подготовке будущих граждан может сыграть прослойка интеллигенции, называемая педагогами. Сегодня и в России идет активный поиск новой модели образовательной системы, где во многом увеличивается степень самостоятельности и мотивация учителя. Попытки найти приемлемую схему, которая бы отвечала как требованиям времени, так и национальным интересам, предпринимаются и в Южной Осетии. За счет программ восстановления и финансовой помощи со стороны Российской Федерации многие учебные заведения Республики, прежде всего ее столицы – Цхинвала, отремонтированы и оснащены современным оборудованием. С каждым годом все больше школ РЮО по уровню оснащенности и условий обучения приближаются к современным стандартам. Наращиваются объёмы финансовых вложений в восстановление образовательных учреждений, улучшение их материально-технической базы. Большинство школ оснащены компьютерами, интерактивными комплектами, методическими пособиями для учителей. Поставки современного учебного оборудования в образовательные учреждения продолжаются и сегодня.

На ближайшие годы также запланирован серьезный объем работ по строительству и капитальному ремонту дошкольных и средних образовательных учреждений. В Инвестиционную программу 2015-17 гг. включено большое число объектов образования. Речь идет об университетском корпусе, Квайсинской школе и школе в селе Корнис, а также строительстве русской школы и дошкольного образовательного учреждения в поселке Ленингор, комплексе «школа-детский сад» в поселке Цинагар. Реализация намеченных планов, несомненно, позволит создать действительно современные условия для ведения полноценного образовательного процесса, а времена разрухи в сфере образования уйдут в прошлое. Серьезное внимание уделяется и приведению школ в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами. За последние годы значительно увеличились возможности и для самореализации учителей, систематически поднимается заработная плата педагогов. Средняя заработная плата на сегодняшний день с учетом последнего повышения в 2014 году выросла до 14014 рублей, это в городской школе, а в сельской школе до 14618 рублей.

Второй год подряд наблюдается увеличение количества первоклассников. На сегодняшний день в школах Южной Осетии насчитывается более 700 первоклассников, тогда как еще два-три года назад этот показатель не превышал 500. В целом на начало учебного года число обучающихся в Республике составило 5238 учащихся.

Что касается численности учительского контингента, то во всех школах РЮО сегодня работает 1466 учителей, из которых 328 имеют высшую квалификационную категорию, а 567- первую квалификационную категорию, 3 учителя имеют звание народный учитель Республики Южная Осетия, 205 педагогов являются заслуженными учителями РЮО.

Те, кто учился в школах Южной Осетии в 90-е годы, легко могут оценить разительные перемены, произошедшие за последние 6 лет в сфере образования. Югоосетинская школа «образца 90-х» представляла собой здание без ремонта, со следами недавней войны и торчащими зимой из окон трубами буржуек, из которых валил дым и хорошо, если наружу. Не хватало парт, стульев, учебников, учителя месяцами не получали и без того мизерную зарплату. В зимние месяцы уроки в плохо отапливаемых школах сокращались с 45 минут до 20, а длительность зимних каникул была резко увеличена. Разумеется, в те годы трудно было думать о достижении каких-то серьезных успехов в сфере образования. Теперь все эти «прелести» того времени позади, время ставит новые задачи, которым необходимо решать, параллельно наверстывая упущенное.

СОЦИАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ ДЛЯ НОВОЙ МОДЕЛИ

Сегодня система образования Республики стоит на перепутье, происходит разработка и поэтапное внедрение в практику определенных новшеств, которые призваны обеспечить соответствие системы образования как национальным интересам, так и современным образовательным стандартам. Ответом на эту дилемму, по мнению Министерства образования РЮО, должно стать внедрение новой системы обучения, основанной на принципах полилингвальности и поликультурности. Она предполагает сохранение языковой и культурной самобытности народа и, кроме того, подтверждает высокие стандарты образования. После нескольких лет экспериментов теперь начинается ее постепенное внедрение в систему школьного образования. Внедряется также профильное образование, осуществляется постепенный переход на новые стандарты. Анализ сегодняшних тенденций показывает, что ситуация в сфере образования Республики начинает претерпевать позитивные изменения, которые, правда, пока больше выражаются в количественных показателях, не всегда трансформируясь в существенное повышение образовательного уровня выпускников. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой более серьезного масштаба.

Дело в том, что в вопросе повышения уровня образования сегодня основная проблема заключается в степени мотивации не только учителей, но и самих учащихся. Если улучшения качества работы педагогов все же можно добиться внедрением новых методов и моделей, повышением зарплат, проведением различных семинаров, с помощью ужесточения требования и контроля над образовательным процессом, то мотивация учащихся – вопрос куда более сложный. Речь идет о ломке психологических стереотипов молодых поколений, которые за последние 20 лет приучились к реальности, в которой решения любых задач, в первую очередь финансовых, а затем и карьерных, можно добиться, имея минимальный багаж знаний.

При всех плюсах новой системы, нельзя забывать о том, что без социальных стимулов любая система обучения может не дать должного эффекта. Общий престиж и востребованность образования в Республике зависит уже не от отдельно взятого Министерства образования, а от усилий всех органов государственной власти. Причем в данном случае речь идет не только о достойной оплате труда, но и о критериях отбора людей при поступлении или продвижении в различного рода структурах и органах в масштабах всего государства.

В обществах, где в этом вопросе царит кумовство и коррупция, социальная востребованность качественного образования в глазах молодежи неотвратимо снижаются, несмотря на все лозунги и призывы. Стремление устроить свое чадо в авторитетный вуз и желание дать ему качественное образование далеко не всегда являются синонимами. Многие по-прежнему уповают на несколько иные механизмы для трудоустройства или карьерного роста.

В Южной Осетии, где сейчас предпринимаются попытки выстраивания более эффективной государственной системы, в числе других должен учитываться и этот аспект. Одним из действенных механизмов повышения качества кадров во всех сферах жизни общества может стать принятие и реализация закона о госслужбе и ряда других законодательных актов, с четкой регламентацией всех проблемных аспектов. Сломать устоявшиеся стереотипы и повысить социальную востребованность качественного образования задача сегодня, конечно, не из легких. Ее решение может быть только комплексным и требует продуманных мер со стороны государства и всего общества. Одной голой пропагандой через СМИ эту задачу не решить.

ЗНАЧЕНИЯ И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Если говорить о роли образования в целом, то в информационном обществе, конкурентоспособность государства зависит не только от объемов производства той или иной продукции. Главным товаром стали не тракторы и объемы добычи угля, а информация и инновационные технологии, роль которых трудно переоценить. Хотя и на прежних стадиях развития человечества образование играло весьма значительную роль в развитии и влиянии того или иного государства, независимо от его размеров и численности населения. Достижения античной цивилизации, уровень знаний, достигнутый в эллинских полисах и Римской империи, оказали огромное влияние на становление и развитие современной западной культуры, чей Ренессанс в 16 веке был напрямую связан с осмыслением наследия античности. По сей день именно римское право лежит в основе современной западной юриспруденции. Каким же образом античная цивилизация в отличие от других смогла оказать такое влияние на дальнейшее культурное развитие человечества? Конечно же, одной из главных причин этого явления стало более качественное образование и более массовый доступ свободных граждан к ней.

Эту же тенденцию можно проследить в 20 веке. Успехи Советского Союза во многом были связаны с созданием системы массового образования, могущей выпускать высококвалифицированных инженеров, физиков-ядерщиков, космонавтов и др.

Быстрое развитие государств, которые еще полвека назад считались третьесортными, тех же самых Сингапура, Гонконга, Южной Кореи, Тайваня, в первую очередь связано с широким использованием современных инновационных технологий, которыми невозможно овладеть, не создав мощную образовательную базу, способную готовить профессиональные кадры. Во многом аналогичные задачи сегодня стоят перед Южной Осетией. Быстрый рост экономики Республики могут обеспечить не традиционные отрасли, обладающие достаточно большой трудоемкостью и энергоемкостью, а высокотехнологичные инновационные производства. Но встает резонный вопрос, а где взять для них кадры? Поэтому развитие системы образования Южной Осетии должно стать одним из фундаментов для будущих высокотехнологичных производств.

СЕМЬЯ И ШКОЛА

С учетом нынешних проблем в подростковой среде важное значение приобретает не только объем знаний, получаемых учащимися в школах, но и степень воспитанности, социализации и другие факторы. Однако без родителей сама школа эти задачи в полном объеме решить не сможет. Ведь ребенок приходит в школу уже с определенными, сформировавшимися чертами характера, мировоззренческими стереотипами. Между тем, зачастую многие родители ошибочно полагают, что можно свалить ответственность за воспитание детей на педагогов в школах.

Хотя, несомненно, программа развития образования должна ставить особый акцент на нравственном воспитании учащейся молодежи. С учетом сегодняшних реалий требуется привлечение компетентных специалистов в области психологии и педагогики, использование соответствующих научных разработок. В целом же, конечно, это задача всего общества – бороться за здоровую, воспитанную в национальных традициях молодежь.

И. ТЕДЕЕВА