У потребителя много прав

Каждый гражданин минимум раз в жизни сталкивается с нарушением своих потребительских прав. Учитывая современные экономические реалии и в связи с изменениями законодательства, когда сокращается количество проводимых надзорными органами плановых мероприятий, возрастает актуальность формирования у населения правовой грамотности во избежание ненужных моральных и материальных потерь.
В этой статье мы ознакомим вас с самыми распространенными вопросами, возникающими у потребителей и способах защиты своих прав.
Начнём с самого банального – ценников. Многим знакома ситуация, когда набираешь товары в корзину, подходишь к кассе и вдруг выясняется, что цена, выставленная на ценнике в торговом зале, – «старая», товар подорожал с нового завоза и в чеке уже другая стоимость. Согласно ст.10 Закона РЮО «О защите прав потребителей» и п.п. 11,16,19 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан обеспечить наличие ценников на все реализуемые товары. В том, что не выставлена «новая» цена, нет вины потребителя. Покупатель вправе требовать оплатить за товар стоимость, которая заявлена на ценнике на момент покупки.
Много вопросов возникает и по поводу наличия у покупателя кассового или товарного чека при обмене или возврате некачественного товара. Если вы забыли взять в магазине чек или потеряли его, то это не является основанием для отказа в возврате товара. Факт покупки товара в данном магазине можно подтвердить любыми другими доказательствами: свидетельскими показаниями, этикеткой, фирменной упаковкой и т.д. Согласно п.5 ст. 18 вышеуказанного Закона, продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя даже без наличия чека.
Что касается права потребителя на обмен товара надлежащего качества, то согласно п.1 ст. 25 потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар в магазине, где он был приобретён, если не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру и комплектации. Потребитель имеет право на обмен такого товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. Обмен проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки. И только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Но следует отметить, что не все непродовольственные товары подлежат обмену. Утверждён перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. Это – медицинские товары, лекарственные препараты, предметы личной гигиены, товары, цена которых определяется за единицу длины (метражные), швейные и трикотажные изделия (бельевые, чулочно-носочные), ювелирные изделия и т. д. С полным перечнем можно ознакомиться в сети интернет.
Не меньше прав имеет потребитель и при покупке некачественного товара. Все вопросы, возникающие у потребителей в случае обнаружения в товаре недостатков, регламентируются ст.18 Закона РЮО «О защите прав потребителей». При этом потребитель с момента обнаружения в товаре недостатков по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же модели или замены на такой же товар другой модели(марки) с соответствующим перерасчётом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с её проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом в течение 20 дней. Но если товар относится к технически сложным, то данные требования сохраняются, но при условии, что недостаток товара обнаружен в течение 15 дней со дня покупки.
В перечне технически сложных товаров присутствуют транспортные средства, оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования имеющий сенсорный экран, компьютеры стационарные, ноутбуки, телевизоры, холодильники, посудомоечные и стиральные машины автоматические, духовые шкафы и т.д.
Чтобы не быть обманутым недобросовестными продавцами потребителю при выявлении в товаре недостатков необходимо написать претензию в двух экземплярах в магазин, где был куплен товар на имя предпринимателя и сформулировать свои требования. Один экземпляр передаётся продавцу, а на втором продавец делает отметку о получении, указав дату. Срок рассмотрения претензии составляет 10 дней. Если ответ продавца не устроит потребителя, то он вправе обратиться в суд. При этом, обращаясь в суд в защиту своих прав, потребитель освобождается от уплаты госпошлины.
Уважаемые граждане, с интересующими вас вопросами в сфере защиты прав потребителей просим обращаться в Комитет Юго-Осетпотребнадзора в Управление по качеству товаров и защите прав потребителей.

Э.Бежанова, начальник отдела Управления надзора в области защиты прав потребителей