Традиции, прошедшие сквозь века

В воскресенье, 21 мая в Цхинвале будет отмечаться праздник «Згудеры Уастырджы» – единственное религиозное празднество, которое справляется исключительно жителями столицы Республики. Центром сакрального действа является небольшая церковь, парящая над городом у восточного въезда в столицу РЮО.

В советское время этот храм, как и большинство религиозных объектов, был закрыт для посещения. С перестройкой общественных отношений на постсоветском пространстве двери церкви были открыты и теперь это один из религиозных центров Аланской епархии. Православная община относит церковь к имени Св.Георгия.

Но это место интересно не только тем, что строительство церкви относится к раннему средневековью. На виду этого храма произошло важное событие в истории не только самой столицы Республики, но и южной части осетинского народа. 23 ноября 1989 года именно у ее подножья были остановлены толпы грузинских фашиствующих молодчиков, пытавшихся прорваться в Цхинвал. И именно с этого дня начался новый этап национально-освободительного движения южных осетин, завершившийся воссозданием национального государства.

На всем протяжении Отечественной войны с грузинским фашизмом дальше этого рубежа враг так и не смог продвинуться в столицу страны. Поэтому считается, что патрон этого храма «Згудеры Уастырджы» (букв. Згудерский Уастырджи) является покровителем и югоосетинской столицы.

А теперь о самом празднике. Раньше он отмечался исключительно жителями левобережной части Цхинвала, позже его стали справлять и жители остальной части города. В настоящее время праздник отмечается сообща жителями отдельных городских кварталов и многоквартирных домов. Отмечается он и в пригородах.

История праздника берет начало из глубокой старины, он связан с проходившими в Цхинвале большими весенними ярмарками. По левую сторону реки Большая Лиахва, на месте городского стадиона и парка находилось огромное поле, где во время местных праздников устраивались скачки, джигитовка и базары. В мае месяце обыкновенно в Цхинвале бывали три ярмарки, на которых производилась торговля скотом и различными товарами. Именно к завершению ярмарки и приурочивался указанный праздник.

Помимо сезонных ярмарок в городе торговля шла на постоянном городском рынке-базаре, который располагался на территории Мехзавода по ул.Набережная. Рынок находился внутри древней стены, где торговали мелочные торговые лавочки, духаны и различные ремесленные мастерские. Продукты сельского хозяйства – зерно, известный осетинский сыр, шерсть и всевозможные кустарные изделия реализовались в основном на воскресном рынке по весьма мизерным ценам. На этом товаре цхинвальские купцы наживали большие барыши.

Первоначально Цхинвал возник как укрепленный пункт, после здесь была сооружена крепость. По сути, город долгое время существовал именно как военное укрепление. Со временем, оказавшись на пути торговых путей, связывающих Закавказье с югом России, населенный пункт становится крупным торговым местом, обретая статус города. Долгие годы Цхинвал служил своеобразным торговым посредником между Осетией и прилегающими низменными районами Грузии, а также городами Гори и Тбилиси.

В газете «Кавказ» за 1887 год дается следующее описание населенного пункта: «Цхинвал, если есть чем отличиться от прочих городов и деревень, то только своим размером; местечко действительно большое и населенное. В остальных отношениях вы замечаете здесь то же, что и повсеместно в Грузии. Масса низких домишек, среди которых бог знает каким образом попадаются двухэтажные дома с претензиями на европейский вкус. Жители Цхинвали вообще трудолюбивы и весьма хорошо ухаживают за виноградниками и садами».

В прессе тех лет не раз отмечалось значение Цхинвала как торгового пункта. В газете «Тифлисский листок» от 1900 года сообщалось, что «занимая выгодное торговое положение, город Цхинвал является как бы посредником в торговле горной Осетии с Гори и Тифлисом …ежегодно через него провозится более 6 тыс. пудов осетинского сыра, около 10 тыс. пудов шерсти и более 100 тыс. пудов фруктов». Торговый оборот Цхинвала за год доходил до миллиона рублей.

После того как по Военно-Грузинской дороге было установлено устойчивое сообщение, значение Цхинвала как перевалочного торгового пункта падает. Город теряет значительную часть своего транзитного потенциала. Это отрицательно сказывается на его статусе. Вскоре Цхинвал покидают торговые сообщества, закрываются склады, идет отток населения. Постепенно населенный пункт становится обычным местечком.

5 декабря 1917 года жители местечка Цхинвал направили комиссару внутренних дел прошение. Они просили переименовать Цхинвал в город и ввести городское самоуправление, придать Цхинвалу статус торгово-промышленного центра для окружающих его 12 сельских обществ, куда входило приблизительно 358 селений.

В прошении указывалось, что жителей в Цхинвале, в Згудерском и Гуджабаурском участках, числилось до 900 домов с населением 8665 душ. «Местечко Цхинвал, Згудерский и Гуджабаурский участки расположены за малым исключением на землях мелких собственников и составляют вместе с зданиями, виноградниками и землями 777 десятин. Центр Цхинвала, на котором расположены здания и улицы, занимает 146 десятин. Сад и место для гуляния с зданием театра имеют меру в шесть десятин».

Из прошения вытекает, что к Цхинвалу прилегающие Згудерский и Гуджабаурский участки были присоединены еще раньше. «Что касается прилегающего села Дгврис, имеющее земли со всеми угодьями и постройками, приблизительно 270 десятин, с населением около 100 дворов, до настоящего времени не было присоединено к местечку, тем не менее, жители же его имеют желание присоединиться к Цхинвалу», – указывалось в документе.

Из прошения мы узнаем много интересного о жизни будущей столицы страны. В нем указывалось, что большая часть населения Цхинвала занималась торговлей и ремеслом, другая – виноградарством и садоводством. В городе функционировали торгово-промышленные предприятия: склад земледельческих орудий, склад швейных машин «Зингера», аптека и аптечный склад, 9 кустарных лесопилок, 9 хлебопекарен, кондитерская, 20 сапожных мастерских, 2 седельщика, 4 кузнеца, 5 слесарных мастерских, 4 золотых дел мастера, 12 кузнецов для ковки, 20 магазинов, 30 мелочных лавок, 10 трактирных заведений, 10 мясных лавок, баня, 7 мельниц, 5 кирпичных заводов. Здесь же был и кооператив.

Кроме того, в Цхинвале в 1917 году было почтово-телеграфное отделение, училище с 5 отделениями, высшее начальное училище, три школы, частный банк, нотариус. Здесь же существовал районный комиссар с 34 конными милиционерами, оплачиваемыми казной, а также местный комиссар с 20 милиционерами, жалование которым платит местное население. В прошении также указывалось, что недоимок и долгов население не имеет. Приведены все виды источников, которыми покрывались и должны покрываться расходы будущего года. Причем основными источниками дохода являлись доходы от садов и мясных лавок.

Однако прошение цхинвальской общественности долгое время оставалось нерассмотренным. Лишь в апреле 1918 г. Закавказское правительство обсудило вопрос о преобразовании местечка Цхинвал в город и вынесло следующее решение:

«Заслушав доклад министра внутренних дел по вопросу о преобразовании местечка Цхинвал Горийского уезда Тифлисской губернии в город, с введением в нем городского положения и, разделяя изложенное в докладе мнение министра внутренних дел по настоящему предмету, Закавказское правительство признало нужным удовлетворить ходатайство о сем жителей местечка Цхинвал.

Преобразовать местечко Цхинвал в город с введением в нем городского положения».

Цхинвал всегда воспринимался в связи с Осетией, в административном отношении он считался центром Осетинского участка Горийского уезда Тифлисской губернии. Осетины населяли город ввиду разных обстоятельств. Одни становились его жителями благодаря наградам за доблестную воинскую службу властям. Так, как, например, Дасцыко Хетагуров, получивший здесь земли от царя Ираклия II, другие, как лесопромышленник Сави Парастаев и богатей Тикун Карсанов, основавшие гильдию осетинских предпринимателей в Цхинвале, селились здесь по экономическим мотивам. Пора Джиоев, известный священнослужитель и просветитель, ученые Захар Ванеев, Бидзина Кочиев, Александр Тибилов, инженеры Рутен Гаглоев и Инал Цабоев, городские врачи Васил Дзуццев, Васил Карсанов, Падо Кулумбегов – всех их привлекала возможность реализовать в Цхинвале свои профессиональные навыки. Но была здесь и прослойка коренных цхинвальцев-осетин, живших в городе издревле.

Осетины были представлены во всех сферах жизни города. Были они и в управленческой среде. Так, первым главой городской администрации, после возвращения местечку Цхинвал статуса города, стал Александр Дзассохов, начавший прокладку в город телефонной линии и мощение городских улиц.

Осетинская торговая буржуазия начала формироваться в Цхинвале в конце XIX – начале XX вв. Из преобразований, отразившихся на облике города, можно указать на постройку целого «осетинского» квартала в Цхинвале (район ул.Осетинская), организацию самостоятельного осетинского кладбища на возвышенности Згудер с уплатой земледельцу за участок земли 2 тыс. рублей золотом; покупка земли на 12 тыс. рублей золотом (нынешний угол ул. Туганова и Хетагурова, территория аптеки) под строительством осетинской церкви. Помимо этого был куплен район «Дубовой рощи». Среди осетинских предпринимателей и коммерсантов, работавших в Цхинвале, следует отметить С. Парастаева, Г.Цховребова, И.Джиоева, Т.Карсанова, А.Ханикаева, Г.Дзасохова, М.Битиева, М.Ханикаева, С.Кулаева, М.Котаева, А Гаглоева, Д.Кочиева, И.Кулумбегова и других. Осетинские предприниматели Сави Парастаев, Габо Цховребов, Гиго Джиоев имели в Тифлисе большие жилые дома и лесопильные заводы. Они входили в состав советов различных акционерных обществ.

Понятно, что для того, чтобы тот или иной населенный пункт получил статус города, недостаточно одного решения вышестоящих властей. Для этого необходимо и определенное количество населения, культурной прослойки, административные структуры и персонал, соответствующая городская инфраструктура. Все это стало возможно только тогда, когда была образована Юго-Осетинская автономная область и были созданы все условия для воплощения указанных факторов. И именно осетины создали ту человеческую массу, которая позволила наполнить формы городского статуса реальным содержанием. Без этого Цхинвал так и остался бы небольшим провинциальным городком, где бы проживали мелкие торговцы, ремесленники, учителя и музыканты.

Осетины превратили обычный населенный пункт в город с высоким административным статусом, но и Цхинвал стал тем плавильным котлом, в котором нивелировалась ущельная обособленность. Именно здесь южные осетины перестают делиться на знаурцев, дзауцев, кваисинцев, чысанцев, туальцев, кахетинцев, боржомцев, и становятся новой генерацией.

Р.КУЛУМБЕГОВ