Судебную и законодательную ветви власти – в правовое русло

В апреле прошлого года действующий Президент Республики Южная Осетия Анатолий Бибилов приступил к исполнению своих должностных обязанностей. Напомним, что в ходе прошедших в марте выборов Президента РЮО нынешний глава государства набрал 54,8% голосов избирателей.

Не зря говорят, что люди больше всего обещаний слышат перед выборами, многие из которых зачастую уходят в забвение. Что же обещал югоосетинскому народу Анатолий Бибилов, и за год руководства страной какие из них смог выполнить и вывести в практическую плоскость? В частности, хотелось бы остановиться на деятельности законодательной и судебной ветвях власти и проанализировать некоторые задачи в этих сферах, которые изначально поставил перед собой Президент республики.

Судебная реформа – независимые судьи

В интервью журналу «Власть» Анатолий Бибилов одним из первых и принципиальных шагов обозначил проведение судебной реформы.

«Судебная реформа у нас затянулась на три года. Суть этой реформы заключается в объединении Верховного суда и Арбитражного суда Южной Осетии. Нужно провести переназначение судей Верховного суда, которые сегодня работают. И наделить их соответствующими полномочиями. Судьи должны быть уверены, что никто на их решения сверху не может давить. Если мы сможем дать судьям уверенность, что никакого влияния со стороны и исполнительной, и законодательной власти не будет, то решения их будут более независимыми. И мы должны это сделать», – отметил глава государства.

Надо отметить, что ранее в Южной Осетии противоречия между исполнительной и законодательной ветвями власти не раз приобретали резонансный характер именно по данному вопросу. Бесспорным примером можно привести разногласия, возникшие между Правительством и Парламентом в конце 2016 года из-за отклонения госбюджета Парламентом, причиной которому было то, что в бюджете республики в качестве главного распорядителя бюджетных средств фигурировал Высший Арбитражный суд, которого уже не было в Конституции. Чтобы избежать и в дальнейшем подобных эксцессов, Президент дал динамичный импульс воплощению судебной реформы.

Своего апогея судебная реформа достигла еще ранней осенью 2017 года, а в конце ноября Парламент Южной Осетии утвердил кандидатуру Олеси Кочиевой на должность Председателя Верховного суда. 29 декабря того же года был сформирован Арбитражный суд, после чего оставались вопросы по реализации кадровой политики в отношении Верховного суда. На сегодня судебная реформа практически находится на стадии завершения. Конституционный закон Южной Осетии «О Верховном суде Республики Южная Осетия», регламентирующий деятельность Верховного суда, согласно законодательству был опубликован 23 февраля и вступил в силу.

В одном из интервью нашему изданию на вопрос: «Насколько можно говорить о независимости судей, решений судебных органов от законодательной и исполнительной ветвей власти сейчас?» Председатель Верховного суда Олеся Кочиева ответила: «Я полагаю, каждый судья должен понимать, что его решение может зависеть только от Конституции и от законов, все остальные нюансы должны носить именно независимый характер. Львиная доля ответственности в этом вопросе лежит на мне – насколько я смогу донести до коллег нашу цель в работе, от этого и зависит конечный результат. Надеюсь, со временем наши результаты скажут за нас без слов».

Естественно, за такое короткое время говорить об эффективности судебной реформы пока сложно, но исходя из слов Председателя ВС и ее стремления вернуть доверие народа к третьей власти, можно рассчитывать на положительное влияние судебной реформы на деятельность судебных органов в целом.

Анатолий Бибилов в первом после вступления в должность интервью ТАСС, говоря о приоритетных задачах, заявил: «Конституционный суд тоже будет создан обязательно». Ранее, в должности Председателя Парламента республики глава государства также не раз поднимал вопрос о создании Конституционного суда: «Конституционный суд необходим, именно он должен разбирать спорные вопросы между ветвями власти». Впрочем, как говорил Оноре де Бальзак: «Все человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени» и в поэтапном порядке данный вопрос также будет разрешен.

Решение застоявшегося вопроса

Если практически уже выполненная задача – проведение судебной реформы – возникла сравнительно недавно, то идея создания профессионального Парламента возникла еще в 2014 году. Тогда победившая на выборах в Парламент политическая партия «Единая Осетия» и ее лидер Анатолий Бибилов изначально объявили, что одним из пунктов политической программы является перевод Парламента на профессиональную основу.

«Переход Парламента на постоянную профессиональную основу явился одним из предвыборных обещаний политической партии «Единая Осетия». И когда партия прошла в Парламент большинством голосов, она инициировала этот вопрос», – отметил Председатель Парламента РЮО Петр Гассиев.

О необходимости перехода Парламента на профессиональную основу наша газета писала неоднократно. Впрочем, для прояснения кратко напомним читателям о ней еще раз. В Парламенте РЮО сложилась парадоксальная ситуация – парламентарии работали и в законодательной, и в исполнительной ветвях власти. И помимо того, что в результате подобного симбиоза деятельность Парламента становилась неэффективной, она в некотором смысле была и противоправной.

«При принятии законодательных решений депутатами в первую очередь учитывалось мнение руководителя исполнительной власти, то есть они не могли принимать решения, так как были зависимы. А зависимый парламентарий уже само по себе безобразие. Поэтому вопрос о соответствующем изменении в Конституционный закон был вынесен на сессию и принят в 2016 году», – уточнил Петр Гассиев.

После избрания Анатолия Бибилова главой государства он подписал и опубликовал закон о профессиональном Парламенте. Закон вступил в силу с 1 января 2018 года.

На сегодня профессиональный Парламент сформирован (депутаты, совмещающие несколько должностей, определились со своим выбором) и функционирует в полноценном режиме. Об эффективности и результатах профессионального Парламента можно будет рассуждать через некоторое время, но пока отметим еще одну положительную сторону данного процесса – в результате выбора и ухода депутатов-совместителей были освобождены рабочие места. А это еще один из пунктов предвыборных обещаний действующего Президента Анатолия Бибилова. Впрочем, это уже тема для другого материала.

Решение этих вопросов стабилизировало отношения между ветвями власти, устранило имевшиеся противоречия и позволило придать четкие правовые очертания взаимодействию органов власти. Вследствие чего удалось восстановить бесспорную норму системы сдержек и противовесов, необходимую для любого правового государства.

М. КАЙТУКОВА