Исторически так сложилось, что на Кавказе, как Южном, так и Северном, постоянно пересекались интересы самых разных политических, национальных и экономических сил. При этом образуя достаточно хитро сплетенный узел.
Кавказ до сих пор продолжает притягивать многочисленных игроков. Многим из них приходится демонстрировать военную силу для отпугивания врагов или с целью захвата соседних территорий. Однако всё чаще на смену боевым действиям приходят политические технологии, происходит подмена понятий и ценностей.
К примеру, казаки были исключительно военным сословием России. Правителям нужны были дешевые по содержанию полки, и потому в казачьем обществе создавался особый дух военного строя, наряду с постоянными культурными ограничениями. Казаки традиционно считали себя «прирожденными воинами», «легковооруженными всадниками», «военным сословием». Поощрялось военное воспитание и обучение, задерживалось основание школ общеобразовательных.
Долгое время казаки не могли проявлять свои духовные силы на ином поприще, кроме военного. Конечно, такое мировоззрение целого сословия наталкивает на определенные исторические параллели с нашим народом. Так, по сей день осетины известны в историографии своей воинской доблестью и храбростью.
Не случайно в августе 2008 года в ходе Пятидневной войны российское казачество не осталось в стороне от трагедии Южной Осетии. Казаки одними из первых пришли на помощь, чтобы защитить мирных жителей от грузинских агрессоров. Верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья, депутат Государственной Думы РФ Виктор Водолацкий обратился к казакам с призывом явиться в военкоматы по месту жительства для зачисления в отдельный 429-й казачий полк и дать отпор грузинским оккупантам, напавшим на мирный город. И казаки откликнулись.
3624 человека зарегистрировалось только официально… Возле Рукского тоннеля, имеющие боевой опыт армейской службы казаки просили российских военных пропустить их в Южную Осетию.
Казачьи батальоны формировали при 19-й дивизии Министерства обороны РФ и при югоосетинском миротворческом батальоне. Батальон, к слову, на тот момент был укомплектован всего лишь на треть. Так вот, две трети потом составили североосетинские казаки, которые по собственному желанию написали заявление и были зачислены туда по контракту.
А казаки, прибывшие на территорию Южной Осетии не в составе подразделений Министерства обороны России или миротворческих сил, имели соглашение с армией Южной Осетии.
Многие казаки-офицеры запаса продемонстрировали умение достойно владеть оружием. На счету казаков подбитые грузинские танки, БТР. Они спасли не одну сотню жителей Южной Осетии. При этом двое казаков погибли.
В августе 2008-го по приказу Водолацкого казаки начали спасать детей, отправили в Цхинвал автобусы. И первых ребятишек вывезли рано утром 9 августа из южной части Цхинвала, где были самые интенсивные обстрелы и бомбардировки. А всего казакам удалось вывезти из зоны военных действий сотни детей и женщин.
У казаков на генетическом уровне заложено – помогать ближнему и охранять границы России. Ведь благополучные Абхазия и Южная Осетия – это, прежде всего, национальная безопасность Российской Федерации.
Когда стало понятно, что РЮО потребуются огромные силы для восстановления республики, когда не хватало рабочих рук, казаки, имеющие строительные специальности, записывались в специальные казачьи бригады…
Однако сегодня необходимо сказать и о том, что с приближением парламентских выборов различные политические силы в Южной Осетии начинают применять в качестве «стартовой площадки» все возможные варианты. Политический кризис, который пережила наша республика во время последних президентских выборов, не для всех послужил уроком. Произошла перегруппировка политических сил, многие до сих пор не могут примириться с потерями и надеются во время парламентских выборов взять реванш. Если бы эти люди взялись за реальную работу, то это бы принесло положительный результат. Ведь в нашей республике даже небольшой социальный проект не остается незамеченным. Однако пока у нас больше любят поговорить, пошуметь ради собственных амбициозных целей. Создается впечатление, что политтехнологи с неясными финансовыми источниками намеренно направляют свою энергию и средства на дальнейшее деление общества.
В 2008 году в офисе политической партии «Единство» было подписано Соглашение о взаимопомощи и сотрудничестве с делегацией Российского казачества. Недавно руководитель политической партии «Единство» Зураб Кокоев побывал в командировке в городе Новочеркасске, где проходил большой круг Донских казаков. И выступил там с речью, огласил приветственный адрес президента РЮО Леонида Тибилова.
«У нас много общего с казаками. Они, как и мы, православные. Даже осетинский агъдау во многом перекликается с традициями, бытующими в обществе казаков. Аланы долгое время жили в Придонских степях, и эти исторические связи по-прежнему прочны. Уважение к старшему, уважение к женщине и принцип воспитания детей – у нас много общего», – говорит З.Кокоев.
Однако своего казачества в Южной Осетии никогда не было. Так исторически сложилось, к воинскому сословию относили и относят себя все наши мужчины. И лишь недавно у кого-то в республике появилось желание действовать от имени югоосетинского казачества с целью получения политических дивидендов.
В Послании к народу и Парламенту президент Леонид Тибилов четко определил приоритетные задачи и пути их решения. Народу необходимо объединиться и строить нормальные отношения с Российской Федерацией, с международным сообществом, а также и внутри самой республики, а не заниматься политическими спекуляциями с прицелом на предстоящие парламентские выборы. И стремление нажить на идеях «югоосетинского казачества» лишние баллы не красит субъектов этой борьбы. И новоявленного «атамана», который никогда прежде не был не то что есаулом, хорунжим, сотником, но просто и рядовым казаком, а ныне самозвано претендует на роли не менее значимые, чем Ермак Тимофеевич или Степан Разин.
Ольга КОКОЕВА