Соврешь – умрешь, или правдивая история жизни….

15 ноября в Цхинвале состоялся премьерный показ художественного фильма молодого осетинского режиссера Алана Догузова «Соврешь – мрешь».

Несмотря на то, что созданием кинокартин Алан Догузов занялся сравнительно недавно, его фильмы принимаются на ура многочисленными зрителями и завоевывают награды на престижных международных кинофестивалях. Так, фильм «Соврешь – умрешь» в этом году представлял Россию в Год Российского кино в Берлине, открывал первый крупный кинофестиваль в год кино под названием «Литература и кино». Кроме того, по версии кинофестиваля Детектив FEST эта картина Алана Догузова вошла в пятерку лучших драм среди 109 картин из 89 стран, став обладательницей диплома. Автор фильма и актеры получили заслуженные премии и призы, в частности, исполнитель главной роли Алексей Анищенко получил приз за лучшую мужскую роль, по мнению зрителей.

В длинном списке наград, которых удостоен фильм и создавший его молодой творческий коллектив, значатся также: специальный приз «Золотой феникс» и диплом кинофестиваля «Золотой феникс», диплом «За правду о правде» и приз «Дебют» конкурса «Телевизионные игровые фильмы» XVII Международного телекинофорума «Вместе».

Во вторник вечером жители Цхинвала смогли убедиться в том, что все перечисленные награды получены режиссером и актерским составом за эту кинокартину вполне заслуженно.

Фильм «Соврешь – умрешь» снята по мотивам пьесы Юрия Полякова «Одноклассники». Это сложная социально-психологическая драма, объединившая людей самых разных слоев современного общества: спившегося талантливого поэта, священника, провинциального олигарха, австралийского эмигранта, школьную учительницу и ветреную красавицу-блондинку. Их объединяет то, что они учились в одном классе.

Спустя двадцать лет после окончания школы, бывшие одноклассники встречаются на дне рождения своего школьного друга Ивана Костромитина по прозвищу «Костер», героя Афганской войны. Так начинается эта история. История о любви, деньгах и вере, предательстве и лжи, преданности и дружбе, поэзии отношений и жестокой прозе жизни. Через судьбы бывших одноклассников – отличницы Светки, учительницы с проблемным мужем и дочерью, двоечника Черметова, ставшего олигархом и мечтающего стать депутатом, Феди Строчкова, талантливого мальчика, который мечтал стать гениальным поэтом, но превратился в алкоголика и бомжа, красавицы Анны, когда-то победившей на областном конкурсе красоты, но с годами растерявшей свой блеск и репутацию, Борьки Липовецкого, вернувшегося из Австралии в поисках денег и работы, священника Михаила Тяблова – просвечивают судьбы целого поколения. Поколения, которое прошло перестройку, слом всего прежнего уклада жизни, поколения, которое вынуждено учиться жить иначе, чем жили родители, подвергаясь мучительной ломке моральных ориентиров, зачастую оборачивающихся потерей человеческого облика.

«Соврёшь – умрёшь» – фильм-исповедь, фильм-откровение, предельно честный и местами жёсткий, замешанный на боли и сопереживании, где каждая фраза – яркий афоризм, а герои узнаваемы и близки, поскольку в них каждый узнает либо себя, либо своих знакомых. В нем нет дешевого гламура, мелкой пропаганды в русле популярных в обществе клише и стереотипов, напротив, акцент сделан на максимальной правдивости.

Режиссер и актеры мастерски раскрывают мотивы каждого из одноклассников Ивана-Вани, решивших поздравить его после долгих лет забвения. Каждый из них приходит в дом бывшего одноклассника со своей историей, которую они рассказывают именно ему. Секреты, признания, долгие годы скрывавшаяся правда, пороки друзей – все это раскрывается в квартире Ивана, часть тайн касается и его самого. При этом все почему-то думают, что парализованный «Костер» лишен способности понимать происходящее по причине своей инвалидности.

Он неподвижно и, как казалось всем остальным, без всяких эмоций взирает на эту развернувшуюся драму человеческих страстей. Каждый приходит к нему словно с исповедью. Ведь кажется, будто он застыл где-то между жизнью и смертью. Время для него остановилось в тот момент, когда раздался роковой взрыв причинивший тяжелое ранение. К нему, как к последнему судье, обращаются все герои пьесы, они просят его понять и простить их прегрешения как по отношению к нему, так и по отношению ко всему миру.

Однако понимает ли Ваня бывших одноклассников, никто до конца фильма не узнает. Практически всё действие фильма происходит в нескольких комнатах, что лишь повышает градус эмоционального напряжения на экране.

Артем Ткаченко поистине гениально сыграл роль героя, который молчал весь фильм, тем не менее, донес до зрителя всю гамму человеческих чувств и страстей.

Название, с которым фильм вышел в прокат, расшифровать несложно. «Соврёшь – умрёшь» – это детская игра, или, если угодно, заклинание. При произнесении этой магической формулы человек обязан на любой вопрос говорить правду, только правду, и ничего кроме правды. Благодаря этой формуле герои картины постепенно достают свои «скелеты из шкафов».

Фильм «Соврёшь – умрёшь» можно сравнить даже с классическим сеансом психоанализа. Постепенно автор пьесы, а вслед за ним и режиссёр картины, слой за слоем снимают пласты человеческих комплексов.

Ко второй части фильма, когда герои, нагрузившись изрядным количеством спиртного, начинают опускаться всё глубже и глубже в пучины детских страхов, события начинают развиваться с фантастической скоростью.

В свете открывающихся секретов положение вещей стремительно меняется – не успевает отгреметь одно признание, как за ним следует другое, касающееся еще более глубокой тайны.

Есть в фильме еще одно обстоятельство, которое может привлечь нашего местного зрителя. Дело в том, что над фильмом «Соврешь – умрешь» работало много осетин. Это прежде всего оператор Алан Касоев, художник Станислав Хубецов, прославленная актриса кино Земфира Авраамовна Цахилова, актер Андрей Бероев, молодой талантливый композитор Алана Токазова, для которой это был первый опыт в кино, и критики оценили ее музыку на высоком уровне. Сослан Кулумбеков отметился игрой на гитаре в несколько сцен. Шумовые эффекты сделала Ирина Бегизова. Сам Алан Догузов исполнил в фильме роль священника, причем сделать это ему посоветовал автор пьесы Юрий Поляков.

И. Тедеева