В Москве завершился II методический семинар для преподавателей русского языка

Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству – Россотрудничество стало инициатором проведения II методического семинара по повышению квалификации преподавателей курсов русского языка при представительствах Россотрудничества – российских центрах науки и культуры за рубежом.

Семинар проводился в г.Москве совместно с Российским университетом дружбы народов с 6 по 12 сентября 2013 года на базе вуза.

При содействии регионального представительства Россотрудничества в Южной Осетии и руководства Российского центра науки и культуры, в лице первого секретаря Посольства РФ в РЮО Михаила Степанова, к участию в мероприятии была привлечена и Республика Южная Осетия, которую на семинаре представляла учительница русского языка и литературы Диана Свиткова.

Торжественное открытие семинара состоялось 6 сентября демонстрацией фильма «Российский университет дружбы народов» и прочтением лекции «Научная методика как искусство и наука обучать и обучаться языкам».

Занятия для слушателей семинара проводились по научно-практическим секциям №№ 1, 2, 3 – соответственно для преподавателей русского языка как неродного; для преподавателей русского языка как иностранного, и для преподавателей, желающих повысить уровень владения русским языком с проведением лекционных занятий, методических тренингов, методических видеомастерских и практикумов.

Состоялось и открытие интерактивного методического читального зала, с выставкой-презентацией учебных книг факультета повышения квалификации, кафедр русского языка РУДН, выставкой-презентацией мультимедийных изданий по русскому языку и культуре, учебно-методической литературы ведущих издательских домов России, а также встречи с авторами учебных и методических изданий.

В рамках семинара были также проведены мастер-классы ведущих специалистов по русскому языку, круглые столы, занятия в методических мастерских, презентации, выставки и др.

Были преподаны и психологические основы обучения русскому языку детей-билингвов. Билингвальная система обучения, как известно, была внедрена в практику в школах Цхинвальского района еще в прошлом году, а в нынешнем учебном году она введена и в некоторых средних школах Цхинвала.

В перерывах между работой семинара для его участников организаторами мероприятия была предусмотрена очень интересная и насыщенная культурная программа – организация экскурсий по достопримечательным и историческим местам Москвы, знакомство с музеями, театрами, литературными памятниками, художественными галереями, посещение Московской консерватории им. П.Чайковского, цирка на пр. Вернадского, состоялись и интересные встречи на Воробьевых горах и в Подмосковье.

Мы встретились с участницей московского семинара из Южной Осетии, молодой учительницей русского языка и литературы Дианой Свитковой и попросили рассказать о своих впечатлениях и рабочих встречах, беседах с коллегами из других стран.

«Прежде всего я хотела бы выразить огромную благодарность руководителю Россотрудничества и Российского центра науки и культуры в Цхинвале, уважаемому Михаилу Степанову за предоставленную возможность участия в таком масштабном мероприятии. Программой семинара был охвачен большой круг самых актуальных вопросов преподавания русского языка в разных странах мира.

Семинар для преподавателей русского языка проводился в Университете дружбы народов; занятия для слушателей проводились по секциям, я была зачислена в научно-практическую секцию №1 для преподавателей русского языка как неродного. Я была определена в эту секцию, потому что во многих школах республики вводится билингвальная система обучения.

В работе семинара принимали участие представители 40 стран мира. Признаюсь, что, и в профессиональном, и человеческом плане было очень приятно, что в числе стран-участниц была и наша Южная Осетия. Как выяснилось, в очень многих странах русский язык очень востребован. Я была удивлена замечательным владением русским языком молодой индуской, преподавателем русского языка из Индии.

Должна сказать, что наш рабочий день был максимально загружен – каждое утро начиналось с лекционных занятий, затем небольшой перерыв, а во второй половине дня вновь лекции. Лекции были очень интересные, как, скажем, «Народная педагогика в обучении русскому языку и культуре», «Художественный текст на уроках русского языка», «Новое в методике преподавания русского языка», «Обучаем грамматике быстро и эффективно», «Речевой портрет России XXI века» и др.

Торжественное открытие семинара предварило выступление В. Филиппова – ректора РУДН.

Перу декана факультета повышения квалификации преподавателей русского языка РУДН Татьяны Балыхиной принадлежит множество методических учебных пособий и дисков для изучения русского языка.

Очень поучительным и полезным стало общение с коллегами из разных стран, много нового для себя узнала о состоянии русского языка, уровне его востребованности в большом мире.

Могу с уверенностью сказать, что русский язык очень популярен во многих странах, люди проявляют к нему большой интерес и уважение.

Практически во всех странах-участницах семинара изучение русского языка проходит по схеме «Русский язык как иностранный». В отличие от нашей республики и, пожалуй, Беларуси, где обучение ведется на билингвальной основе. По окончании занятий всем участникам семинара были вручены квалификационные сертификаты.

С 18 сентября т.г. в Российском центре науки и культуры в Цхинвале начнут работать курсы русского языка, которые по поручению руководства Центра доверено вести мне, за что выражаю большую благодарность Михаилу Викторовичу Степанову».

М. ГАБАЕВ