Сослан ТИГИЕВ: «Для упорядочения процессов иммиграции необходимо создание отдельной структуры»

После августовской агрессии Грузии в 2008 году и последовавшим восстановлением разрушенных объектов жилья и социальной инфраструктуры в Южную Осетию для осуществления трудовой деятельности на объектах строительства стали прибывать граждане России и трудовые мигранты из государств ближнего зарубежья.

Естественно, большое количество трудовых мигрантов создало существенные неудобства Управлению иммиграционного контроля в плане учета и контроля за прибывающими в Республику иностранными гражданами. Нормативными документами, которыми в настоящее время регулируются вопросы осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Южной Осетии, являются «Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Республике Южная Осетия», утвержденные Постановлением Правительства РЮО от 2009 года и Постановление Правительства Южной Осетии от 26 января 2011 года «О некоторых вопросах осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РЮО».

О некоторых аспектах деятельности Управления в интервью нашей газете рассказал начальник Управления иммиграционного контроля МВД Южной Осетии полковник Сослан ТИГИЕВ:

– Сослан Борисович, какое количество трудовых мигрантов на данный момент в Южной Осетии и каков порядок их въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории Южной Осетии?

– Основная работа вверенного мне Управления – контроль над въездом и выездом иностранных граждан, а также их пребывание на территории Южной Осетии. Инспекторы миграционного управления ежедневно проводят рейды с целью выявления незаконно проживающих иностранных граждан. Таковыми являются граждане, которые находятся здесь более трех суток без регистрации. После чего они направляются на медицинское обследование и в паспортно-визовую службу для прохождения временной регистрации.

Граждане, которые желают заниматься трудовой деятельностью, обращаются к нам в Управление для получения разрешения на работу. Мы ставим их на учет после регистрации. Так, Управлением в 2013 году было выдано 843 разрешений на работу иностранным гражданам. Из них 363 – это граждане России, в основном из Чечни, Дагестана и Ставропольского края. Остальные – из государств ближнего и дальнего зарубежья, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Турции.

К концу 2013 года, видимо, на новогодние праздники, из республики, по нашим данным, выехало 70% от общего числа мигрантов. В этом месяце наше Управление совместно с участковыми милиционерами планирует провести рейды для более точного учета оставшихся иностранных граждан, места их проживания и рода их занятий.

Сотрудники иммиграционного управления несут круглосуточное дежурство на двух стационарных постах – «ТЭК №1» и «Ванел». Через посты иммиграционного контроля «ТЭК №1» границу в 2013 году по линии Международного Комитета Красного Креста пересекли 980 граждан. А через пост «Ванел» границу пересекли по линии МККК 180 человек.

– Какой закон регулирует деятельность трудовых мигрантов и какие еще нормативные акты следует принять с целью окончательного урегулирования вопроса их въезда, выезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности?

– Проект закона, который регулирует вопросы въезда, выезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности трудовых мигрантов, в настоящее время находится на стадии разработки. И наше Управление в своей деятельности руководствуется «Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Республике Южная Осетия», утвержденные Постановлением Правительства РЮО от 2009 года и Постановлением Правительства от 26 января 2011 года «О некоторых вопросах осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РЮО».

Так что соответствующий закон о порядке въезда и выезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Южной Осетии крайне необходим. Действующее Постановление Правительства, о котором я выше говорил, следует отменить, так как этот документ не может в полной мере охватить весь спектр вопросов, касающихся трудовых мигрантов. В случае принятия закона весь этот механизм будет отлажен.

– Как известно, между Южной Осетией и Россией – особые отношения. Наши государства – стратегические союзники. Кроме того, граждане Южной Осетии одновременно являются гражданами России. В этой связи для граждан России, прибывающих в Южную Осетию для трудовой деятельности и граждан государств ближнего зарубежья существуют одинаковые правила регистрации и постановки на учет, или для граждан России существуют определенные преференции, что, естественно, было бы правильным решением?

– Согласно Постановлению Правительства Южной Осетии, для граждан России рекомендовано проходить временную регистрацию. Хочу еще раз подчеркнуть, рекомендовано. А для граждан государств из ближнего зарубежья и других стран, временная регистрация, постановка на учет и другие вопросы являются обязательным условием.

– В России и по сей день идут острые дискуссии по вопросам ужесточения въезда-выезда, пребывания и работы трудовых мигрантов. В обществе можно услышать полярные мнения относительно того, нужны ли России мигранты или нет. А что думаете Вы, с учетом масштабов Южной Осетии, каковы положительные и отрицательные стороны данного вопроса?

– Мое мнение такое – чем меньше у нас будет трудовых мигрантов, тем лучше для нас. Все-таки следует учитывать одно немаловажное обстоятельство – у трудовых мигрантов другая культура, другая вера, они могут оказывать размывающее действие на наши традиции и обычаи, нашу культуру. С другой стороны, нашей республике нужна рабочая сила. Трудовая миграция – это международный процесс, и Южная Осетия, став признанным государством, стала участником международного миграционного движения в сфере труда. Так что, сопоставив эти обстоятельства, можно сделать вывод, что трудовые мигранты в разумных пределах не повредят Южной Осетии.

– Трудовая миграция часто отрицательно влияет и на криминогенную ситуацию. Насколько трудовые мигранты в Южной Осетии нарушают общественный порядок и законодательство?

– Факты нарушений трудовыми мигрантами законодательства Республики, общественного порядка были. В частности, в 2013 году трое граждан Таджикистана были выдворены за пределы Республики за административные правонарушения – употребление легких наркотиков. Хочу заметить, что в 2009 году радикально настроенная в религиозном отношении группа лиц из числа трудовых мигрантов пыталась проталкивать определенные религиозные идеи в нашем обществе, но эти тенденции не получили развития. Мы пресекли эту деятельность.

– Помимо принятия закона, который бы регулировал порядок въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории Южной Осетии, какие меры, по Вашему мнению, следует принять с целью окончательной стабилизации вопроса?

– Чтобы Управление иммиграционного контроля полноценно осуществляло свою деятельность, считаю, нам необходимо перенять российский опыт и построить деятельность по примеру Федеральной миграционной службы (ФМС).

Поясню, что в функции ФМС России входит весь спектр вопросов, о котором мы выше говорили. А именно, в задачи ФМС входит – производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации; оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации; осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации; осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции; исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства и другие задачи.

А у нас этими вопросами занимаются несколько структур: Управление паспортно-визовой службы, Управление иммиграционного контроля, ведомство по беженцам. Поэтому, мое мнение такое, для упорядочения деятельности в этой сфере нам необходимо создание структуры, которая бы аккумулировала в себе все эти функции и задачи.

Взял интервью Александр Келехсаев