Соня Хубаева: «В истории осетинского народа православие всегда играло важную роль»

Государство во все времена уделяло пристальное внимание вопросам, связанным с религией. Религия является одной из форм общественного сознания, и от её роли порой зависят происходящие в обществе процессы. Государство призвано регулировать законы, касающиеся чувств как верующих, так и неверующих людей.

Более подробно об этом в интервью Уполномоченного при Президенте Республики Южная Осетия по делам религий Соней Хубаевой.

– В каких социальных условиях возникла необходимость осуществления государственного контроля над деятельностью религиозных организаций в мире и в Южной Осетии в частности?

– Вопросы религии всегда были в центре внимания государства, так как религия влияет не только на жизнь и деятельность отдельных людей, но на общество в целом. Поэтому религии как мировоззрению, и как одной из форм общественного сознания, со стороны государства всегда уделялось огромное внимание. Как и всякая форма общественного сознания, религия не имеет свою, оторванную от истории народов историю.

Анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функции религии, её места и роли в обществе, влияние на жизнь и поведение людей является важной проблемой в новейшее время. В каждом обществе господствует такая религия, которая удовлетворяет религиозные потребности данного общества. Религиозное сознание многофункционально. Одной из важных функций религии является интегрирующая, объединяющая функция.

Для регулирования взаимоотношений разных религиозных объединений в рамках одного государства, были приняты законы о свободе вероисповедания.

«Свобода совести» предполагает право отдельного человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакую, то есть человек имеет право быть верующим и быть неверующим. Это право каждого человека. И право человека исповедовать любую религию не ограничивается законами до того момента, пока религиозная вера отдельного человека не нарушает прав других людей.

Как известно, в годы советской власти религиозная деятельность строго регулировалась правоохранительными органами. С распадом СССР на всей территории страны появились разного рода религиозные объединения, как правило, западного происхождения, и начался бум возрождения религии в целом.

24 сентября 1997 года в Российской Федерации был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях» с целью содействия достижению взаимопонимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

В Республике Южная Осетия были приняты два закона, регулирующие деятельность религиозных объединений. Закон «О свободе совести и религиозных объединений в Республике Южная Осетия» и Закон «О миссионерской деятельности на территории Республики Южная Осетия».

Южная Осетия в советское время считалась регионом, где утвердился массовый атеизм. С распадом СССР на территории РЮО стали распространяться религиозные верования, которые традиционно не были характерными для народа Южной Осетии. Следует обратить внимание на тот факт, что прозападные религиозные объединения
внедрялись из соседней Грузии с целью приобщить «диких язычников» к современной «цивилизованной религии».

– В нашей республике функционирует Аланская епархия и структура Русской Православной церкви, кроме того, многие попрежнему придерживаются традиционных осетинских верований. Аналогичная картина наблюдается во многих странах мира. Однако некоторые представители общественности делали попытки на этой почве разжигать межрелигиозные конфликты. Что Вы думаете по этому поводу?

– В Конституции Республики Южная Осетия говорится: «Православие и традиционные осетинские верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа». Ст. 33 п. 2.

Это свидетельствует о том, что национальные верования нашего народа тесно связаны с нашими национальными традициями. Так сложилось, что традиционные верования и православие всегда уживались мирно, так как многие положения христианского вероучения не расходятся с нашими национальными традициями.

Наши предки, как и все древние народы, исповедовали ранние формы религии, им также были характерны политеистические верования. В истории осетинского народа христианская религия в её православном варианте всегда играла важную роль. Предки современных осетин – скифы, сарматы, аланы. В церковных источниках говорится о том, что уже с начала появления христианской веры предкам современных осетин проповедовали Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Канаит.

С созданием Аланского государства в 914-916 гг. произошло крещение правящей царской династии, и христианство было провозглашено государственной религией Аланского государства. С этого времени аланы-осетины входят в
число христианских народов. Именно 1100-летие Крещения Алании праздновалось в этом году в широком, всероссийском масштабе.

В результате жестких потрясений и нашествий монголо-татар Аланское царство пало и вместе с ним пала Аланская Митрополия. Народ находился в тяжелейших условиях. Естественно, стали возрождаться национальные верования,
тесно связанные с традициями осетин. Сформировался синкретизм христианства и национальных верований. Так было всегда.

Однако в последние годы ведутся споры на разные религиозные темы. Многие последователи так называемых обновленных национальных религиозных групп считают, что осетины раньше христиан и мусульман верили в единого Бога и утверждают, что верования осетин более ранние, из которых берут начало уже существующие религии.

Христианство в РЮО стало возрождаться после распада Советского Союза. Появилась община из нескольких десятков человек, которые объединились вокруг молодого Александра Пухаты. За несколько лет община превратилась в многочисленную религиозную организацию.

С 1992 по 2002 год православные Южной Осетии находились под управлением Русской Зарубежной Церкви. В 2003 году образовалась Аланская епархия, которую возглавил Епископ Георгий (Пухаты) под управлением Греческой Православной Старостильной церкви. Эта епархия и действует в РЮО, но уже под управлением Епископа Амвросия Мефонского.

В городе Цхинвал построен и действует храм Святой Троицы при материальной поддержке Фонда Андрея Первозванного. Идея построения храма для народа Южной Осетии была озвучена бывшим Президентом РФ Дмитрием Медведевым сразу после признания РЮО в качестве независимого государства. Храм построен при активной поддержке бывшего Архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида. Благодаря ему храм построен, расписан и богослужения проходят в полном соответствии с правилами. Служит в храме отец Сергий, который рукоположен в лоне РПЦ.

Действительно были случаи, когда некоторые представители общественности пытались разжигать
межрелигиозные конфликты. Однако эти вопросы решаются с помощью правоохранительных органов. Вместе с тем, на нашей территории действуют и представители грузинской церкви, в частности, в поселке Ленингор. Согласно законам о религии в РЮО, религиозные объединения, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РЮО, не имеют права действовать на территории республики.

Никаких противодействий друг к другу представители православных церквей не предпринимают.

– Функционируют ли еще в нашей республике такие секты как «Свидетели Иеговы», «Пятидесятники», баптисты и Адвентисты 7-ого дня?

– В Республике Южная Осетия закрепились и действуют религиозные объединения, которые проникли в страну в годы распада СССР до принятия закона о религии. С этого времени действуют религиозные объединения, которые не зарегистрированы в качестве религиозных организаций.

П. 8 ст. 10 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях в Республике Южная Осетия» гласит:

«В Республике Южная Осетия запрещается деятельность религиозных объединений, не прошедших государственную регистрацию в законом установленном порядке».

Несмотря на это требование, в РЮО незаконно действуют вышеназванные религиозные объединения.

В отличие от соседних государств число религиозных объединений в РЮО сравнительно меньше. Однако опасность заключается в том, что их представители работают в школьных и дошкольных учебных заведениях, в университете и даже в структурах государственной власти.

Общество «Свидетелей Иеговы» в РЮО признано экстремистской организацией и запрещено судебным решением. Однако они продолжают свою деятельность, собираются в домах членов организации, но уже не проводят массовые
мероприятия как ранее. Согласно данным, до судебного решения их число составляло свыше 500 человек, из них 35% – молодежь.

Христиане веры евангельской (пятидесятники) тоже действуют без официальной регистрации. По количеству их в РЮО насчитывают до 1000 человек.

Баптисты – самая малочисленная религиозная группа. Ранее они находились под управлением баптистов из Грузии. А в настоящее время баптисты Южной Осетии находятся в контакте с баптистами РФ.

Число Адвентистов 7-го дня составляет около 20 человек. Их деятельность стала возможной после августа 2008 года, когда их представители приехали в с. Дменис с гуманитарной помощью.

После августа 2008 года в РЮО были направлены миссионеры самых различных религиозных объединений. Некоторые из них: Кришнаиты, Церковь «Искусство жизни» – тоталитарная секта индуистского
происхождения под руководством некоего Равви Шанкара, Церковь Ли Ким Сунн Янса, корейская секта
«Самоник» и др.

Благодаря оперативной работе компетентных органов, удалось предотвратить их внедрение и укрепление в РЮО.

– В каком состоянии находятся церкви и древние святилища в районах Южной Осетии? В чьем ведении находятся вопросы реставрации?

– Все памятники архитектуры и прилежащие к ним земельные участки являются собственностью государства РЮО. Они находятся под охраной государства. Вопросами восстановления занимается Министерство культуры, отдел охраны памятников. Государство оказывает помощь в поддержке сохранения памятников культуры, куда относятся и древние храмы на территории РЮО.

Источник: https://southossetia.info/sonya-hubaeva-v-istoriiosetinskogo-naroda-pravoslavievsegda-igralo-vazhnuyu-rol/