Слесарь, диспетчер и оператор

Сегодня в Южной Осетии отмечают День работника промышленности и транспорта. В честь даты наша газета подготовила три мини-очерка о представителях этих профессий.

С ОРУЖИЕМ ЗАЩИЩАЛ ЗАВОД

Георгия (Гиви) Хачатурова можно назвать живой легендой Цхинвальского автобусоремонтного завода. Он 55 лет посвятил предприятию и продолжает активно трудиться на его благо, несмотря на почтенный возраст.
Герой нашего повествования считает себя сталинирцем. Он родился в 1948 году в Сталинире, как тогда назывался город Цхинвал.
Гиви был активным юношей, занимался футболом и довольно рано начал трудовую деятельность. Уже в 14 лет устроился в лесокомбинат столяром, параллельно продолжая учебу во второй Цхинвальской вечерней школе. За несколько лет работы получил 4-й разряд. Затем его призвали в армию. После демобилизации поработал разнорабочим в Цхинвальском «Эмальпроводе». В 1970 году Хачатуров перешел в автобусоремонтный завод. Начинал учеником, со временем «вырос» до слесаря 6-го разряда. Сейчас занимает должность мойщика.
ЦАРЗ основан в 1961 г. У предприятия было славное прошлое. «В советские годы здесь бурлила жизнь: мы ремонтировали автобусы почти со всей Грузии, даже из Северной Осетии привозили к нам транспорт. Сотни рабочих трудились в цехах, у нас был дружный коллектив», – вспоминает прежние времена Гиви Иванович.
Завод предоставил ему и другим работникам квартиры. Для этого рядом построили три пятиэтажных корпуса. Микрорайон ЦАРЗ развивался благодаря некогда процветающему предприятию и стал называться его именем.
После развала СССР и начала грузинской вооруженной агрессии завод оказался в сложном положении, как и все промышленные объекты Южной Осетии.
Многие помнят, г. Цхинвал периодически длительное время оставался без водопроводной воды, ее перекрывали грузины. Часть горожан получала живительную влагу от артезианской скважины автобусоремонтного завода. Ответственным за нее назначили Хачатурова. Он подавал воду близстоящим к предприятию домам, детсадам, больнице, хлебокомбинату, другим учреждениям.
Гиви пережил с заводом драматические истории. Когда в результате обстрелов города загорелась крыша завода, он, рискуя жизнью, принимал участие в тушении пожара.
В лихие 1990-ые в Цхинвале были разграблены многие предприятия. В районе ЦАРЗ по кирпичикам растащили мотороремонтный, тракторный и другие заводы, а транспортное предприятие удалось сохранить благодаря таким самоотверженным работникам, как Гиви Хачатуров. Он с другими ребятами с винтовкой охранял цеха. «У нас ничего не пропало, все станки остались на месте, до сих пор тут стоят», – гордится старожил завода.
Сегодняшняя ситуация на предприятии мало радует. В некогда шумных цехах стоит мертвая тишина, здания обветшали, нуждаются в срочном ремонте. В приемлемом состоянии лишь пара помещений, в которых осуществляется ремонт автобусов. Работников не так много, как раньше, около 20 человек вместе с охранниками.
«Печально видеть такую картину на заводе. Он стал для меня вторым домом, – переживает ветеран труда. – Хочется верить, он сохранится и начнет развиваться. Пока есть силы, буду приносить ему пользу».
Руководство предприятия, коллеги с большим уважением отзываются о Хачатурове. «Гиви Иванович многое сделал и делает для нашего предприятия. Он заслуживает самых добрых слов. Мы его очень ценим», – сказал директор ЦАРЗ Альберт Икаев.
За годы добросовестного труда Хачатуров не раз удостаивался медалей и грамот, входил в число передовиков производства. В советские годы о его трудовых подвигах часто рассказывали в местной прессе.

ДИСПЕТЧЕР – ВАЖНАЯ РАБОТА

Пассажирские перевозки обычно у нас ассоциируются с автобусами, водителями… Однако не менее важную роль в системе транспортного обслуживания играет диспетчерская служба. Именно с нее начинается процесс.
Диспетчер составляет график движения автобусов, отвечает за ведение документации, координирует общие действия, обеспечивает своевременный выпуск транспорта на линию.
Столь ответственной работой Сильва Джабиева занимается много лет. Она – сотрудник РГУП «Управление автомобильного транспорта – Южная Осетия».
Джабиева рассказывает, что будний день диспетчера начинается на заре и длится до вечера. «Уже в 7 часов утра нужно находиться на рабочем месте, выдавать путевые листы водителям. Они работают согласно графику, который разрабатываем на каждый месяц», – говорит диспетчер.
В транспортном ведомстве Джабиева работает с 1984 г. Пришла сюда по направлению в 17 лет после трех лет учебы в сельхозтехникуме. Начинала бухгалтером материальной части, потом кассиром. Двенадцатый год занимает должность диспетчера.
Предприятие за время существования меняло свое название, но Сильва всегда оставалась ему верной. Водители – люди разные, она со всеми находит общий язык. Не жалеет, что больше четырех десятков лет работает в автотранспортном предприятии.
«В советский период это было развитое транспортное объединение, где трудились 1500 человек. Сейчас у нас всего 140 работников», – отметила Джабиева.
Нынешнее положение ГУПа не из лучших. Перевозки по городу Цхинвалу и республике убыточны из-за низкого пассажиропотока. Доходы не покрывают и половины расходов. Тарифы не повышались много лет, а цены на ГСМ и запчасти значительно выросли. Предприятие выживает за счет госсубсидий.
Серьезной проблемой является устаревший автопарк. Из-за этого автобусы порой могут выходить из строя и срывать график работ. Как говорит Джабиева, в былые времена машины менялись каждые пять лет, теперь вынуждены выпускать «на линию» автобусы, которые эксплуатируются 27 лет. Есть надежда, что скоро вопрос с приобретением новых единиц решится. Работа в этом направлении идет.
«В целом наше предприятие свои задачи выполняет, – считает диспетчер. – Транспортным обслуживанием охвачены все населенные пункты республики. Действует международный рейс Цхинвал-Владикав-каз».
Начальство высоко ценит своего сотрудника. «Сильва Джабиева за многие годы работы на предприятии зарекомендовала себя как ответственный работник, настоящий профессионал. В коллективе пользуется уважением», – отметил директор ГУП «УАТ-ЮО» Сергей Валиев.
За многолетний добросовестный труд Джабиева награждена медалью «В ознаменование 25-летия Республики Южная Осетия».

ПРОИЗВОДСТВО КАК ИСКУССТВО

Для 32-летнего цхинвальца Алана Ефименко работа на камнеперерабатывающем заводе – это прежде всего удовольствие. А как иначе, когда из натурального камня изготавливаешь предметы быта, разные фигуры, красивые декоративные изделия? Настоящие творения искусства. Алан – и техник, и художник, у него к делу творческий подход.
Параллельно он преподает в Цхинвальском художественном училище им. Махарбека Туганова. Ранее работал в Станции юных техников, обучая воспитанников компьютерной графике, архитектуре и дизайну.
На заводе трудоустроился по предложению руководства фирмы «Импульс-А» в июне прошлого года. Предприятию нужны были люди с соответствующими навыками для работы на автоматизированном оборудовании.
Когда Алан пришел на завод, там как раз устанавливали станки. Монтажные, пуско-наладочные работы выполнял специалист из России, обучая местных ребят. «Я быстро «схватывал» весь рабочий процесс. Мне понравилось и я остался здесь. Получаю удовольствие», – признается Ефименко.
Алан за короткие сроки стал квалифицированным специалистом, является оператором и технологом. Работает со станками с числовым программным управлением (ЧПУ). Он проектирует модель будущего изделия, делая чертежи, задает программу с требуемыми параметрами для агрегата и тот вырезает нужные формы.
По его словам, заказы поступают регулярно, в том числе из-за пределов республики. «Не было и дня, чтобы мы стояли без дела. В последнее время у нас заказывают подоконники, питьевые фонтанчики с закругленными краями. В конце прошлого года изготовили детали для огромного фонтана диаметром в 16 метров. Это был первый крупный заказ, он поступил из города Беслана», – отметил специалист.
Предприятие выпускает разные изделия: столы, столешницы, бордюры, брусчатку (ею вымощены тротуары на новом мосту в г.Цхинвале) и т.д. Может изготавливать облицовочный камень и многое другое. В производстве используется диорит, добываемый на территории республики. Это горная порода отличается высокой прочностью и эстетическими свойствами.
Алан считает, у завода по переработке камня хорошие перспективы. «Придя сюда, был приятно удивлен, – говорит оператор. – Работа поставлена на высокий уровень с использованием новейшего оборудования и качественного местного камня, которому мало аналогов. Горжусь, что в Южной Осетии появилось современное предприятие. И оно планирует расширяться. Уверен, у завода есть будущее».
Условия труда, как отметил собеседник, достойные. Предусмотрены все меры безопасности, производство безвредное. Зарплатой сотрудники довольны, нужно только работать. На предприятии кроме Алана трудятся еще несколько молодых людей. Особых знаний для работы на станках с ЧПУ не нужно. Можно всему обучиться при желании.
Мы часто слышим, что современная молодежь неохотно идет на производство, но, как видим, здесь можно достойно зарабатывать и добиваться успехов в жизни.

А.БАГАЕВ