Рупор независимости Южной Осетии

К семидесятилетию со дня рождения И.А. Таболовой

С годами время от времени обращаешь взоры к своему прошлому, все чаще вспоминая о полузабытом, но бережно хранимом в дальнем пыльном углу книжной полки фотоальбоме. Со страниц этого непременного атрибута каждой советской семьи на нас смотрят дорогие сердцу лица – взрослые и дети, мужчины и женщины, радостные и серьезные. Вот и у меня поныне хранится такая своего рода фотолетопись. Периодически вспоминая об этом фотоархиве, подолгу разглядываю старые, пожелтевшие от времени, фотографии, восстанавливая в памяти былые времена.

Вот с фотокарточки сорокалетней давности глядит на меня молодой еще мужчина в шляпе с широкой добродушной улыбкой. Это Солтанбек Петрович Таболов – близкий друг нашей семьи, а впрочем, скажу без всякого преувеличения, друг всей нашей Республики. Пересчитывать его заслуги перед Южной Осетией – дело нужное, благодарное и благородное, но отложим это до специального раза. Скажу лишь, что с моей покойной сестрой Фатимой Петровной Пухаевой их объединяла исключительно схожая по своему драматизму судьба. Практически одновременно Сергей и Фатима стали лидерами комсомольских организаций на Севере и на Юге Осетии. В 1978 году оба были включены в состав советской делегации, направлявшейся на IX Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Гавану, но случилось так, что ни один, ни другая не смогли туда выехать, поскольку в один и тот же день обоих госпитализировали в одну и ту же больницу.

Дальше – больше. В один год они поступили на учебу в Академию общественных наук при ЦК КПСС и учились в одной группе. Уместно отметить, что в одной группе с ними учились Сергей Васильевич Багапш – будущий президент Абхазии, Геннадий Андреевич Зюганов – бессменный лидер российских коммунистов, Мурат Григорьевич Санакоев – стоявший у истоков государственности Южной Осетии, и ряд других, ставших впоследствии знаковыми фигурами в своих республиках.

По окончанию учебы Сергей Таболов поступил на работу в отдел науки Северо-Осетинского обкома партии, а Фатима Пухаева – в отдел науки ЦК КП Грузии. Позже он возглавил Министерство культуры РСО, а она – Министерство образования РЮО. Каждый был занят своей работой. Казалось бы, теперь судьба развела их. Но вот наступили лихие девяностые, превратившие Осетию в одну большую горячую точку. В условиях, когда многие из бывших партийно-комсомольских функционеров чудодейственным образом трансформировались в предпринимателей и псевдодемократов, сама ситуация выдвинула в лидеры подлинных патриотов, людей креативных, наделенных от природы той самой харизмой, которая помогала им возглавить общество и направить в созидательное русло стихийную энергию масс.

Оба ушли от нас в самом расцвете сил. Ни тот, не другая не дожили до триумфальной победы народа Южной Осетии в длительной и кровопролитной борьбе за реализацию своего неотъемлемого права на самоопределение в августе 2008 года. Показательно, что большую часть своей жизни сестра прожила в отцовском доме в Цхинвале по улице, названной именем Сергея Таболова.

Жители Цхинвала и других населенных пунктов Южной Осетии, конечно, помнят, как в начале девяностых Сергей Таболов приезжал даже по несколько раз в неделю и прямо на улицах раздавал с машины купленный им на свои деньги хлеб жителям осажденного Цхинвала. Помним, как он первым, даже раньше властей Южной Осетии, в апреле 1991 года приехал с гуманитарной помощью в разрушенную катастрофическим землетрясением Дзау. Можно долго перечислять примеры гражданского мужества Сергея Таболова. Откажусь от такого искушения. Скажу лишь, что во всех поездках в подвергавшийся беспрерывным обстрелам Цхинвал Солтанбека Сергеевича сопровождала Ирина Алексеевна – жена и соратница, чувство благодарности к которой прочно и навсегда поселилось в сердцах жителей Южной Осетии. Многими теплыми воспоминаниями о многочисленных встречах с Ириной Таболовой делилась со мной покойная сестра Фатима Пухаева.

Так уж получилось, что лучшие свои человеческие и профессиональные качества Ирине Алексеевне пришлось проявить в экстремальных условиях так называемого постперестроечного периода, когда на обломках некогда могущественного СССР вспыхнули многочисленные горячие точки. Одной из таких точек стала и Южная Осетия.

В конце 80-х годов уже прошлого века Южная Осетия оказалась зажатой в жесткое кольцо блокады. Блокады не только транспортно-экономической, но и информационной. А это могло привести нас к непоправимым последствиям. Из грузинских средств массовой информации мировая общественность получала однобокие искаженные сведения из зоны конфликта. Опираясь на нее, правительства большинства стран мира формировали свое отношение к событиям в Южной Осетии. А между тем, пропагандистская машина официального Тбилиси ежедневно обрушивала на сознание людей во всем мире все новые потоки лжи и дезинформации. Это служило псевдодемократическим властям новой Грузии надежным идеологическим прикрытием для осуществления ими фактического геноцида южных осетин, возведенного тамошними властями в ранг государственной политики.

В создавшейся ситуации прорыв информационной блокады, в которой оказалась Южная Осетия в начале 90-х годов, стал важнейшей задачей всех честных служителей масс-медиа. И такой прорыв случился, а случился он исключительно и благодаря Ирине Алексеевне Таболовой и ее коллегам. Горячие репортажи из зоны боевых действий, рискованные выезды на передовую, интервью у бойцов ополчения под ракетно-артиллерийскими обстрелами в Цхинвале, вызволение из вражеской неволи мирных осетинских заложников: она старалась успеть всюду, и это ей удавалось в полной мере. Ирина Алексеевна противопоставляла грузинской лжи репортажи, опиравшиеся на конкретный фактический материал. Это были бесстрастные картины испепеленных деревень, обугленных останков заживо сожженных осетин, умирающих от голода стариков в Доме престарелых и замерзших новорожденных в цхинвальском родильном доме. Видеокадры обстреливаемого ночного Цхинвала, снятые ею с крыши гостиницы «Алан», показали многие телеканалы мира. Ею же был снят фильм «Чкара» о зверствах грузинских неофашистов в Южной Осетии. Суровым напоминанием об опасности реанимирования фашизма на примере Грузии стал ее фильм «Зарская трагедия – прощению не подлежит».

Для этого Ирине Алексеевне приходилось преодолевать десятки километров фронтовых, в прямом смысле, дорог, исполненных смертельной опасности. Пробиралась она и по бездорожью, и по Зарской «дороге жизни», и сквозь заснеженные перевалы, чтобы снять очередной материал об истекающей кровью Южной Осетии, чтобы донести до сведения мировой общественности правду о страданиях осетинского народа.

Говорят, правда глаза колет. Уж больно колючей оказалась правда Ирины Таболовой для грузинских функционеров от СМИ. Как пример убедительной иллюстрации этого можно вспомнить, когда с экранов первой программы тогдашняя гранд-дама грузинского телевидения Нана Гонгадзе истерично возвещала на все медиа-пространство о том, как у нее чешутся кулаки, чтобы отомстить Ирине Таболовой за колющую ей глаза правду.

Я не случайно вынес в заголовок своей статьи приведенное название. Оно, взятое нами из цитаты Руслана Тотрова, в полной мере отражает ту большую роль, которую сыграла в судьбе Республики Южная Осетия И. Таболова. Он объективно считает, что Ирина Алексеевна «не просто единолично билась с отлаженной машиной грузинской пропаганды начала 90-х, а по сути, стала рупором независимости Южной Осетии, ее голосом, если хотите душой». Лучше и не скажешь!

И еще об одном. Редко кто в Южной Осетии и за ее пределами может похвастаться, что удостоился трех государственных наград республики. А вот И. Таболова удостоилась такой чести! В 1998 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный журналист Республики Южная Осетия». В 2002 году она была награждена медалью «За службу на страже мира в Республике Южная Осетия». И, наконец, в 2006 году Указом Президента РЮО Ирина Алексеевна была удостоена медали «В ознаменование 15-летия Республики Южная Осетия». Это ли не признание ее заслуг перед Южной Осетией и ее народом? Есть основания предполагать, что это не последние награды И.Таболовой. Мое предположение основывается на ее энтузиазме, ее творческих планах и новых идеях, которые, безусловно, будут воплощены ею на традиционно высоком профессиональном уровне.

Константин ПУХАЕВ