В сентябре одной из самых обсуждаемых тем как в обывательской среде, так и на совещаниях руководства республики традиционно становятся вопросы образования. И это понятно, так как перспективы развития государства напрямую зависят от состояния системы образования в стране.
Наше государство стремится к системному развитию, при этом руководство ставит перед собой цели укреплять не только экономику и свои позиции на международной арене, но и прорабатывает целый ряд социальных проектов, среди которых образование занимает приоритетное место. Улучшение системы образования в целом, повышение качества знаний учащихся и престижа профессии учителя – это та база, без которой не может развиваться общество.
Правительство РЮО, увеличив доходы работников социальной сферы, гарантирует достойную зарплату учителям, заботится об улучшении условий процесса преподавания в учебных заведениях. Свидетельством этого является тот факт, что в новом учебном году в нашей Республике были введены в эксплуатацию три новые школы.
Некогда утопавшее в цветах, зелени, солнечных лучах, детском смехе и творческом созидании педагогов и школьников здание седьмой школы долгое время находилось в жутком запустении, фактически в аварийном состоянии. Сейчас это современное здание, отвечающее всем требованиям школы ХХI века, вновь радует взор и бурлит новыми творческими планами. Сюда переехала одна из лучших школ нового типа – гимназия «Альбион».
Приняли учеников и сельские учебные заведения в Цхинвальском районе в с.с. Дменис и Хетагурово. Указанные образовательные учреждения были построены в рамках Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия на 2014 год.
Кроме того, состоялось также открытие средней школы в селе Бикар. Школа рассчитана на 40 мест. Как отметил глава Администрации Цхинвальского района Алан Плиев, здание было построено на бюджетные средства района.
«Новая школа облегчила работу преподавателей и соответственно – учебу школьников. Созданные условия будут способствовать более плодотворному получению знаний учащимися. У нас в планах также строительство школ в ряде других сел. Так как мы считаем, что только аналогичными мерами можно возрождать жизнь в регионах», – подчеркнул глава района.
От имени жителей села, родителей и учеников директор Бикарской школы Гоча Туаев благодарит руководство Республики и района за такой подарок.
Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. И здесь невозможно переоценить роль и значение ЮОГУ им. А. Тибилова.
В новом учебном году в Юго-Осетинском государственном университете – заметное пополнение. Первого сентября в аудиториях вуза присутствовало около 700 студентов-первокурсников. Суммарно на 23 кафедрах, функционирующих в ЮОГУ, обучается порядка 2380 человек по 30 различным специальностям.
В нынешнем году в ЮОГУ открылся новый факультет – прикладной математики и информатики. Как позитивный факт отметим, что по приглашению ректора на постоянную работу в вуз переехал ученый-математик международного уровня – профессор кафедры дифференциальных уравнений Донецкого госуниверситета, член Национальной академии наук Украины Анатолий Тедеев. Профессор возглавил факультет экономики. Новые специалисты высокого уровня, выходцы из Южной Осетии, читают лекции и на других кафедрах.
Помимо укрепления кадрового состава, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять давно устаревшее оборудование. Однако, на это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Вместе с тем, есть подвижки и в этом направлении. Наладка и запуск собственной вузовской типографии дали жизнь множеству новых проектов.
Положительно на функционировании университета сказывается и то, что в этом году решением Президента Южной Осетии Леонида Тибилова Югоосетинский университет выведен из подчинения Министерства образования и науки Южной Осетии и получил автономный статус.
Вместе с тем, мы понимаем, что современная система образования, начиная от дошкольного и довузовского, переживает достаточно сложные времена. Советская образовательная школа разрушается, на смену ей приходят современные тенденции. Однако немало случаев, когда внедрение новшеств происходит на неподготовленной почве или инновации не адаптированы под наш традиционный менталитет. В нашем обществе, в отличие от прошлого века, в настоящее время параллельно существует много систем ценностей и задача учителя – указать и направить молодёжь в правильное направление. Ребенок, естественно, бессознательно перенимает ценностные установки от родителей, других членов семьи и своего окружения в школе, своих наставников и учителей. Школа в этом процессе в период осетино-грузинского конфликта, когда речь шла о фактическом выживании народа, почти не участвовала. Задачи воспитания из современной школы на какое-то время ушли. Сейчас, слава Богу, времена изменились, и школьная система вновь возрождает свои непростые функции по воспитанию будущих поколений.
В наше время не является темой для дискуссий и вполне очевидна необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как простого заучивания цифр и фактов. Важно учить детей самих находить, или, вернее сказать, добывать информацию, понимать её и применять на практике, в жизни. Все это требует не только практических навыков, но и представляет собой колоссальный труд по подготовке новых учебных пособий для учеников и учителей, а то и самих педагогических работников, которые далеко не всегда успевают шагать в ногу со временем в современном быстро меняющемся мире.
Руководство стремится создать такую систему обучения, чтобы образование: и дошкольное, и школьное, и вузовское, соответствовало современным международным стандартам, а также полностью удовлетворяло нужды нашей развивающейся молодой Республики в квалифицированных специалистах во всех сферах жизни общества и высокообразованных, культурных гражданах.
Залина ЦХОВРЕБОВА