Ко Дню дипломатического работника 10 февраля
Профессиональный праздник дипломатических работников, отмечаемый в России ежегодно 10 февраля, установлен Указом Президента Российской Федерации № 1279 от 31 октября 2002 г. Выбор даты праздника связан с историей создания первого внешнеполитического ведомства в России – Посольского приказа, самое ранее упоминание о котором датируется 10 февраля 1549 г.
Разумеется, основы российской дипломатии закладывались гораздо раньше. У нее давние и славные традиции, неразрывно связанные с историей и становлением российской государственности. В летописных источниках, к примеру, есть упоминания о посещении княгиней Ольгой в 957 г. Константинополя и ведении ею успешных переговоров. Известно о более ранних визитах в Византию для установления контактов. В 860 г., как известно, с византийцами был заключен договор «О мире и любви». Дипслужба в ее нынешнем понимании берет свое начало с образования в 1802 г. в годы царствования Александра I Ведомства иностранных дел –предшественника нынешнего Министерства иностранных дел. Позднее он был преобразован в Коллегию иностранных дел.
С тех пор мировая политика значительно трансформировалась, претерпели существенные изменения методы и направления дипломатии, арсенал используемых дипломатами средств. Неизменными остались базовые принципы внешней политики России, ее нацеленность на защиту государственности и национальных интересов, построение современного миропорядка на нормах международного права, обеспечение равноправия и справедливости в международных отношениях, отказ от диктата со стороны отдельных стран или группы государств. Особое звучание упомянутые постулаты приобретают в условиях осложнения международной обстановки, необходимости реагирования на новые вызовы и угрозы, сохраняющегося конфликтного потенциала в целом ряде регионов мира.
На текущем этапе Россия сталкивается с беспрецедентным давлением, что является следствием нежелания ряда стран отказываться от конфронтационных методов урегулирования международных проблем. В этой связи ориентируем наших западных партнеров на важность опоры исключительно на мирные, дипломатические методы решения спорных вопросов, призываем их не руководствоваться конъюнктурными, сиюминутными чувствами и эмоциями.
Применительно к Закавказью, к сожалению, приходится констатировать сохраняющееся стремление Запада навязать свои позиции странам региона в ущерб их национальным интересам. Это ярко проявляется в отношении к молодым независимым государствам – Южной Осетии и Абхазии, непродуманных действиях, направленных на милитаризацию Грузии, потакании агрессивной политики Тбилиси. Не видим альтернативы бесконфликтному урегулированию имеющихся здесь проблем, налаживанию тесного диалога, прежде всего в рамках важного переговорного механизма – Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье.
Ярким примером того, как исторические процессы, начавшиеся еще в прошлом веке, влияют на формирование сегодняшних геополитических реалий, может служить Республика Южная Осетия, которая доказала свое право на существование в качестве суверенного демократического государства. Сейчас республика при поддержке России уверенно идет по пути государственного становления и экономического развития.
Углублению российско-югоосетинских двусторонних связей способствует активный и содержательный политический диалог на всех уровнях. Министерства иностранных дел двух стран внесли вклад в подготовку и организацию важных двусторонних контактов в мае и ноябре 2017 г. в Сочи и Москве соответственно, заложивших прочный фундамент для дальнейшего наращивания союзнических отношений. Наряду с вопросами международной и региональной повестки дня, упомянутые темы обсуждены в ходе прошедшей в Москве 10 июля 2017 г. встрече министров иностранных дел России и Южной Осетии.
Приоритетное направление взаимодействия с Южной Осетией – восстановление и развитие экономики и социальной сферы республики, до сих пор залечивающей раны, полученные в результате многолетней блокады и вооруженной агрессии со стороны Грузии. Россия продолжает оказывать Южной Осетии масштабную финансовую помощь, формируя в то же время предпосылки для обеспечения ее самодостаточности. Важная роль в этом принадлежит двусторонней Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству. Реализуется Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия на 2015-2017 гг., утверждена инвестпрограмма на 2018-2019 годы.
Об интенсивности двусторонних связей между нашими странами свидетельствует и обширная договорно-правовая база (более 100 документов), которая постоянно дополняется и совершенствуется. Российские учебные заведения готовят национальные кадры для Южной Осетии. Значительное содействие оказывают республике российские регионы – соглашения о сотрудничестве с Южной Осетией заключили более десяти субъектов Российской Федерации.
Активно содействуем республике в упрочении ее международных позиций. Наши страны плодотворно сотрудничают в рамках Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье. Уверен, что достигнутый нами высокий уровень внешнеполитической координации позволит эффективно решать общие задачи на мировой арене.
Народы России и Южной Осетии на протяжении своего исторического развития всегда стремились к сближению, расширению культурных и межличностных связей. Этот настрой характерен для нынешнего молодого поколения наших стран. Убежден, что это – залог дальнейшего продвижения по пути укрепления дружбы и взаимопонимания.
Традиции российской дипломатии во многом формируют облик современной российской внешнеполитической службы – человека, преданного государственным интересам, обладающего разносторонней профессиональной подготовкой, навыками работы за рубежом. Новые динамичные тенденции в развитии межгосударственных отношений, возникающие опасные вызовы и угрозы предъявляют к дипломату все новые требования. Определяющими его успеха и профессионализма становятся глубокое знание истории, культуры, обычаев и языка страны пребывания, аналитический склад ума, мастерство переговорщика, умение отстаивать свою позицию перед лицом зачастую недружественно или даже враждебно настроенных оппонентов. В ряде стран на первый план выходит способность оперативно реагировать на смену внутриполитической обстановки, умение быстро адаптироваться к новой ситуации.
В этой связи хотел бы отметить слаженную и инициативную работу дипломатов Посольства России в Цхинвале. Каждый из них на своем месте ежедневно вносит вклад в общее дело развития российско-югоосетинских отношений. В качестве важных направлений работы российской дипломатической миссии видим в дальнейшей реализации «базового» двустороннего Договора о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 г., содействии укреплению политического диалога и внешнеполитической координации с югоосетинскими друзьями.
В экономической сфере актуальны стоящие перед Посольством задачи по созданию условий для долгосрочного развития и модернизации экономики Южной Осетии, реализации совместных инвестиционных проектов, оказанию поддержки российским компаниям, готовым выйти на югоосетинский рынок. Совместно с представительством Россотрудничества в Цхинвале предпринимаются энергичные шаги по защите прав российских граждан и соотечественников, проживающих в республике, продвижению и защите русского языка. Убежден, что мы продолжим двигаться вперед по всем упомянутым направлениям, что в полной мере отвечает чаяниям и интересам народов России и Южной Осетии.
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех сотрудников МИД России с Днем дипломатического работника, пожелать им счастья, крепкого здоровья, новых успехов и достижений в их деятельности.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Южная Осетия Марат Кулахметов