Режиссер, фанатично влюбленный в театр

Исполнилось 110 лет со дня рождения актера, режиссера и драматурга Владимира Каирова

В 30-х годах ХХ века в Южной Осетии небывалыми темпами происходило становление многих видов искусства. Свою лепту в это благородное дело внесли, связав свою судьбу с южной частью Осетии, уроженцы Северной Осетии Махарбег Туганов, Борис Галаев, Владимир Каиров… Туганов стал основателем Цхинвальского художественного училища, Галаев – основателем государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд».

Когда в 1935 году в Сталинир (сегодня Цхинвал) приехал Владимир Каиров, профессиональный театр в Южной Осетии уже существовал. Но спустя время он, будучи главным режиссером, смог поднять драматический театр, открывшийся в Цхинвале в июле 1931 года, на такой уровень развития, что его можно было поставить в один ряд с именитыми театрами страны. Ему довелось работать с такими звездами осетинской сцены, как Сона Джатиева, Борис Цховребов, Нина и Залихан Чабиевы, Кадзах Чочиев, Гаврил Таугазов, Дмитрий Мамиев, Нина Чочиева…

Владимир Заурбекович Каиров (1913-2004). Выдающийся актёр и режиссёр осетинского театра, заслуженный деятель искусств РЮО, заслуженный деятель искусств ГССР, обладатель почетных грамот Республики Южная Осетия, Верховного Совета Северной Осетии, Верховного Совета ГССР.

Родился Владимир Каиров 13 июля 1913 года в с. Ардон Северной Осетии в простой крестьянской семье. В три года потерял отца (погиб на фронте), в четыре года стал круглым сиротой. Рос в доме для детей-сирот, опекаемый старшими братьями, учился в Ардонской школе, потом в семинарии. Один из братьев научил его петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

Он же оценивал его первые шаги на сцене, когда младший брат стал участником ардонского драмкружка. Самодеятельные спектакли пользовались большим успехом не только в родном селе, но и у зрителей других сел Северной Осетии.

Владимир настолько увлекся театром, что иного пути, иного занятия для себя уже не представлял. В 1935 году он был принят в труппу Юго-Осетинского драмтеатра, с подмостков сельских и фабричных клубов перешел на профессиональную сцену.

Год спустя с группой молодых артистов театра отправился на учебу в Ленинградский театральный институт им. Н. Островского. В 1941 году они вернулись в родной театр, внеся в коллектив высокую театральную культуру, профессиональные знания, подлинную любовь к искусству.

Список исполненных Каировым до отъезда на учебу ролей расширялся. Это и Мукара в спектакле «Нарт Батрадз» (М. Шавлохов), считающаяся одной из лучших ролей Каирова, и Сафа в спектакле «Сæ-ниат» (Е. Уруймагова), Коломийцев из «Последние» (М. Горький). Тогда же дебютировал на сцене театра как режиссер, осуществил постановку пьес «Лекарь поневоле» (Мольер), «Амыран» (Е. Бритаев), «Тимур и его команда» (Гайдар).

В тяжелые военные годы, думая о будущем театра, организовал первую театральную студию для начинающих артистов.

В 1945 году В. Каиров перешел в Северо-Осетинский драмтеатр, который вставал на путь послевоенного возрождения. Здесь ему довелось сыграть роли Паратова в «Без вины виноватые» (Островский), Глостера в «Король Лир» (Шекспир), Хасана в одноименном спектакле (Д. Мамсуров) и другие.

Затем Владимир Каиров на три года вновь становится студентом Ленинградского театрального института, на этот раз режиссерского отделения. По окончании учебы возвращается в Юго-Осетинский драмтеатр им. К. Хетагурова, назначается главным режиссером театра и остается на этой должности на протяжении 17 лет.

Репертуар театра пополнился новыми интересными спектаклями, а они пополнили ряды зрителей. Большой успех сопутствовал спектаклям режиссера Каирова «Сæниат», «Бирæгътæ», «Ханума», «Мады зæрдæ»,

«Кремлевские куранты», «Ныийарæджы кадæг», «Иунæджы кадæг», «Бæсты фарн», «Хъæбатырты кадæг», «Мæрдты чындзæхсæв», «Две сестры», «Слуга двух господ», «Дуэнья», «Лавина» и др.

Его режиссерскому таланту были подвластны произведения национальной драматургии, пьесы русских и советских драматургов, всемирно известных зарубежных авторов. Он ставил трагедии, драмы, комедии. Созданные им спектакли получали широкое освещение в прес-се – как югоосетинской, так и североосетинской. Народный артист РЮО Давид Габараев в статье, посвященной 80-летию Владимира Каирова, писал: «… Он был одним из лучших актеров осетинской сцены. Исполнял героические, романтические, трагические, социальные роли. Мастерски раскрывал внутренний мир своих героев. Особенно ему удавались роли, имеющие в основе острый социальный конфликт. Каиров создал яркие образы Мукара из нартских сказаний, легендарных народных героев Хазби и Хасана. Как режиссер, он обладал своим почерком, индивидуальностью. Режиссерский талант Каирова особенно полно раскрылся в постановках героико-романтических и глубоко социальных, прежде всего из национальной драматургии. Он стремился к изображению высоких чувств, созданию точных образов героев исполнителями. Был строг и требователен в работе. Большое значение придавал голосу, речи. Он часто говорил, обращаясь к актерам: «Слово и голос – наше оружие. И мы должны работать над ними без устали»… Есть режиссеры-философы, режиссеры-романтики. Каиров был и тем, и другим, что особенно проявилось в спектаклях «Хасана», «Хазби», «Иунæджы кадæг», «Бæтæйы фырттæ»… На протяжении 50 лет творческой деятельности ему удалось сыграть более ста ролей, поставить примерно столько же замечательных спектаклей…».

Народная артистка РЮО Людмила Галаванова в своих воспоминаниях писала: «Считаю, что я обязана режиссеру Каирову тем, что состоялась как актриса. Потому что он мне, только что пришедшей в театр после учебы в Москве, доверил разные роли – драматические, комедийные, в музыкальных спектаклях. С самого начала он активно занимал меня в спектаклях, и старшие артистки даже ревностно к этому относились. В 27 лет я сыграла мать семерых сыновей Газдановых в спектакле В. Каирова «Ныийарæджы кадæг» по пьесе В. Гаглоева. Когда мы играли этот спектакль в Северной Осетии, приходили Газдановы (мать и невестки), другие женщины, потерявшие в войну сыновей. И все они не сдерживали слез по ходу спектакля, настолько он их потряс. А после спектакля поднялись на сцену на коленях (иронвæндаг) с плачем и благодарили меня за игру. Я очень признательна Каирову, он сформировал меня как актрису. А когда я состоялась, то и другие режиссеры заметили меня. Каиров был всем для начинающих актеров. Мы попали в добрые надежные руки Каирова. Я очень ему благодарна».

Надо сказать, В. Каиров сам писал пьесы, переводил на осетинский язык произведения советских и зарубежных драматургов («Дуэнья» и др.) Был автором пьесы «Бæтæйы фырттæ», одним из постановщиков и исполнителем одной из главных ролей в спектакле. Этот остро социальный спектакль имел большой успех и в Южной, и в Северной Осетии, не сходил со сцены многие годы.

Владимир Каиров заложил традицию гастролей югоосетинской труппы в Северную Осетию, совершив их впервые в 1957 году. Успех сопутствовал югоосетинскому театру и во время Дней осетинской культуры в Тбилиси. За заслуги перед осетинским театром Владимиру Каирову в 1960 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств ГССР.

К. БАГАЕВА