Решения, принятые 26 августа 2008 года, создали все условия для развития Южной Осетии

26 августа, в Южной Осетии и Абхазии   отмечают очередную годовщину одного из решающих событий в их новейшей истории – признание независимости со стороны Российской Федерации.

Подчеркивая значимость этой даты, тем не менее, следует обратить внимание на один нюанс. За последние годы часть исследователей, говоря о государственности этих республик, за точку отсчета берут именно 26 августа 2008 года, однако это неверный подход. Государственность Южной Осетии и Абхазии начала создаваться в начале 90-х годов XX века как средство обеспечения физического выживания южных осетин и абхазов в борьбе против политики геноцида со стороны Грузии. В августе 2008 года Россия пришла на помощь не неким аморфным этническим объединениям, а во многом сложившимся государствам, равноправным участникам имеющихся на тот момент переговорных форматов.

Помощь России и признание независимости Южной Осетии и Абхазии стали мощнейшим импульсом для дальнейшей легитимизации государственности двух республик, создали все условия для того, чтобы этот процесс вышел на новый качественный уровень и получил все шансы на успех.

Важнейшим из этих условий является обеспечение надежных гарантий безопасности от возможной агрессии, а также непрекращающаяся социально-экономическая помощь, которая позволяет повышать уровень жизни населения и создавать предпосылки для экономического развития.

Вот уже 7 лет Южная Осетия живёт в мире и безопасности, без страха постоянных обстрелов и провокаций, делавших до 2008 года повседневную жизнь жителей Цхинвала и других населённых пунктов РЮО невыносимой. Дислоцированная в Республике российская военная база надёжно защищает Южную Осетию от открытой вооружённой агрессии, а меры по укреплению границ совместно российскими и югоосетинскими пограничниками – от провокаций, захватов заложников в приграничных населенных пунктах и терактов, регулярно организуемых грузинскими спецслужбами в Республике до августа 2008 года.

Исторические указы тогдашнего президента России Дмитрия Медведева от 26 августа 2008 года ознаменовали победное завершение 19 лет борьбы за создание и сохранение собственного государства. Для этого потребовались колоссальные усилия всего населения Республики, политиков, военных и дипломатов, огромные жертвы и лишения.

Весомую роль в признании Южной Осетии и Абхазии сыграли и национально ориентированные круги российского общества, которые и во времена внешнеполитических уступок ельцинского правления неизменно поддерживали интересы двух молодых республик, а в период с 2004-го по 2008 годы активно продвигали в России идею признания РЮО и Абхазии. Многие в нашей стране хорошо помнят, как проходили голосования в Госдуме РФ по вопросам помощи Южной Осетии, как принимались решения, направленные на поддержку населения Республики. Все это давало надежду гражданам Южной Осетии на успех их, казалось бы, безнадежной борьбы.

Именно на эти патриотические силы опиралась и продолжает опираться в своей политике нынешняя российская власть во главе с Владимиром Путиным. Для России агрессия Грузии стала ярким проявлением попыток дестабилизировать Кавказский регион со стороны внешних сил. Поэтому признание Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств позволило в корне переломить ситуацию.

Как отметил в одном из своих интервью Сергей Лавров, действия Грузии в 2008 году, а также последующие заявления Михаила Саакашвили привели российскую сторону к выводу о том, что «другого пути, кроме признания независимости, для обеспечения безопасности и выживания народов не было».

Последующий ход событий доказал обоснованность и продуманность решения о признании РЮО и Абхазии. Благодаря жестким и своевременным мерам, предпринятым Россией по принуждению агрессора к миру и признанию суверенитета двух молодых республик, вот уже 7 лет в Кавказском регионе царит мир. Признание Южной Осетии и Абхазии, и как следствие этого, усиление позиций России на Кавказе стали серьезным сдерживающим фактором для многих реваншистских режимов на пространстве бывшего СССР.

После августа 2008 года желающих развязать войну в том же Нагорном Карабахе заметно поубавилось, а роль России как посредника между Арменией и Азербайджаном заметно усилилась.

Грузия, чьи лидеры в свое время хвастливо обещали сжечь «ржавые» российские танки, в случае, если вооруженные силы РФ придут на помощь своим соотечественникам в Южной Осетии, получила хорошую «прививку» от попыток военного реванша. Правда, насколько прочной окажется память политических кругов в Тбилиси – вопрос дискуссионный, но пока что страх от угрозы заслуженного возмездия, испытанный 7 лет назад, заставил Грузию на время отказаться от языка угроз и шантажа и перейти на другие методы достижения своей цели. «Вакцина» пока что действует эффективно, вынудив Грузию отказаться от присоединения к политике санкций против РФ. Впрочем, от любых санкционных телодвижений в первую очередь пострадала бы сама Грузия, а не Россия. Тем не менее, еще несколько лет назад в Тбилиси бы с воплями восторга присоединились к любым антироссийским акциям, но полученный горький опыт теперь диктует осторожность в действиях.

Для Южной Осетии же основным итогом прошедшего периода в сфере внешней политики можно назвать выстраивание качественно новых отношений с Россией и подписание большего количества соглашений, направленных на углубление интеграции между двумя странами, включая базовый Договор о дружбе и взаимопомощи между Российской Федерацией и Южной Осетией.

К настоящему времени заключено свыше 80 межгосударственных соглашений, несколько десятков находятся в проработке. Таким образом, создан масштабный правовой фундамент двустороннего сотрудничества. Отлажен механизм взаимодействия российских федеральных ведомств с югоосетинскими партнерами в формате рабочих групп. Идет интенсивная работа по совершенствованию законодательства Республики, его унификации с российским. Нельзя не обратить внимания на регулярность контактов на высшем и высоком уровне, визитов в РЮО федеральных министров с конкретными целями и предложениями. Не случайно российские дипломаты оценивают российско-югоосетинские отношения как исключительно конструктивные и партнерские, соответствующие духу отношений между двумя странами, складывающихся веками.

Практически все государственные структуры взаимодействуют между собой. Подписанное и ратифицированное в этом году на высшем уровне Соглашение о союзничестве и интеграции позволяет ускорить и интенсифицировать процессы дальнейшего сближения двух стран в ключевых сферах, а вопросы обеспечения безопасности Республики вышли на новый уровень, гарантируя мирную жизнь населения Республики от текущих и перспективных угроз.

Определенные позитивные сдвиги происходят и в сфере интеграции с Севером Осетии. Послевоенный период в этом вопросе ознаменовался регрессом, который необходимо преодолеть. Зачастую реальные интеграционные процессы подменивались дежурными декларативными заявлениями. За последние годы ситуация начала медленно меняться. С участием лидеров РЮО и РСО-А состоялось подписание соглашения о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Новый созыв Парламента Южной Осетии также активизировал свои контакты с североосетинскими коллегами, готовится подписание соглашения между законодательными органами Севера и Юга Осетии. Сотрудничество налаживается и по более узким направлениям, в том числе по линии информационных ведомств.

Ускорение процессов интеграции с Севером Осетии и Россией остается неизменной константой для Южной Осетии на протяжении всех 20 с лишним лет независимости.

Часто, обсуждая итоги прошедшего после признания периода, многие склонны уходить в скептицизм, учитывая, что Южной Осетии по разным причинам, в том числе субъективного характера, не удалось использовать многие шансы для социально-экономического развития Республики и более успешного восстановления.

Действительно, не все, что можно было сделать за 7 лет, было сделано. Но помимо примеров неэффективного расходования средств или их хищения, есть и ощутимые результаты в виде автодорог, современных школ, детсадов, больниц, сотен частных домов, объектов социального и административного назначения.

Разумеется, переход от процесса восстановления к строительству реального сектора экономики затягивается. Но трудности, переживаемые Республикой – это проблемы переходного периода, который у одних государств проходит быстрее, у других медленнее.

Признание и помощь со стороны России – это полученный шанс, который необходимо использовать, тем более, что созданная правовая база, включая Договор о союзничестве и интеграции, предоставляет для этого все условия.

В частности, речь идет об упрощении таможенного режима и других льготах производителям Южной Осетии. Не следует забывать, что за прошедшие 20 с лишним лет большинство бывших советских республик, имеющих куда более развитую ступень государственности по сравнению с РЮО, не говоря уже о трудовых и природных ресурсах, не смогли решить ни одну из ключевых проблем, препятствующих их модернизации. Многие из них по сей день влачат жалкое существование на грани постоянного полураспада. Это, конечно, не повод для самоуспокоения. Перед Республикой сегодня стоит задача четко обозначить ориентиры развития на ближайшее будущее и мобилизовать имеющиеся ресурсы с учетом российской помощи для решения наиболее острых проблем.

Необходимо создавать эффективные механизмы экономического взаимодействия с РФ, грамотно инвестировать в те отрасли экономики, которые могут стать локомотивами роста, отходить от шаблонных и привычных схем, которые не слишком эффективны в условиях Южной Осетии. И конечно, особое внимание следует уделять борьбе с коррупцией и неэффективностью аппарата управления.

Решения, принятые руководством РФ в августе 2008 года, позволяют создать для этого необходимые условия.

А. ТЕДЕЕВ