Религиозные объединения: какую угрозу они несут?

В Ленингорском районе сотрудники правоохранительных органов РЮО заблокировали деятельность ячейки «Свидетели Иеговы». Главным организатором оказался местный житель грузинской национальности. Он собрал группу единомышленников для онлайн встреч через мессенджер «Zoom». В ходе следствия установлено, что среди участников собраний оказались сотрудники больниц и школ, которые могли оказывать влияние на общество.

Особый интерес спецслужб среди участников религиозной секты вызвал гражданин Грузии Г.С., который активно посещает п. Ленингор и делился «своими взглядами на жизнь», привлекая все больше новых адептов в экстремистскую организацию. С 2017 года организация «Свидетели Иеговы» признана экстремистской в Южной Осетии.
Организация «Свидетели Иеговы» возникла в США в 1870-х годах. Сегодня в Грузии деятельность религиозной секты легальна, там проходят регулярные встречи, что создает риск и для жителей Ленингорского района.
В ответ на угрозу безопасности граждан, общества и государства организатор ячейки «Свидетели Иеговы» и вышеупомянутый гражданин Грузии получил официальные предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений. Недавно аналогичное предостережение получил и другой гражданин РЮО осетинской национальности.
«Осознавая, что такие люди окружают нас в государственных заведениях и могут своим авторитетом влиять на наиболее слабую часть населения (дети, студенты, старики и т.п.), становится страшно. Мы живем в очень сложное время, наши защитники борются с врагом в зоне СВО, а враги, чувствуя безнаказанность, проявляют активность по нанесению непоправимого ущерба нашим семьям», – отметили представители спецслужб.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ВНЕДРЕНЫ ИЗ ГРУЗИИ
Понятно, что основной акцент государства ставит на политическое и экономическое развитие общества, религиозные вопросы могут показаться не столь уж важными. Однако, если вникнуть поглубже в современную духовную жизнь нашего общества, то она сродни бомбе замедленного действия. Сегодня, как никогда, важно, чтобы наше общество придерживалось одной идеологии, одной религии, которые станут связующим звеном, способствуя единству и сплочённости народа. В Южной Осетии наряду с государственной православной верой и традиционными верованиями осетин существует ряд религиозных течений, противостояние которых скрыто от глаз постороннего обывателя, но оно все чаще активизируется.
Воздействие разных религиозных течений на общественное сознание несет угрозу не только государственному развитию, но и приводит к разобщению, разделению народа. Разные вероисповедания испокон веков сеяли хаос в социуме, и дело не только в таких поверхностных спорах – как называть Божество, которому поклоняются разные религиозные течения, а в том, что каждая часть разобщенного общества мыслит уже совершенно по-разному.
Искусственное внедрение в общество религиозных объединений, а почти все религиозные течения в Южную Осетию были внедрены из недружественной нам Грузии, способствует раздроблению общества и созданию ситуации управляемого хаоса, где будет четко и высокоэффективно действовать принцип «разделяй и властвуй». В последующем в таком обществе можно провести тотальное разрушение основных ценностных ориентиров, духовных и нравственных монолитов, которые были фундаментом для нашего народа.

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ – ЭКСТРЕМИСТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Доцент кафедры философии и культурологии ЮОГУ, религиовед Соня Хубаева отметила, что «Свидетели Иеговы» – религиозное объединение, которое официально не зарегистрировано в Министерстве юстиции РЮО. Законодательство Южной Осетии в области религии, а именно «Закон о свободе совести и религиозных объединениях в РЮО» и «Закон о миссионерской деятельности в РЮО» запрещают деятельность религиозных объединений, не имеющих официальной регистрации.
«Деятельность всех религиозных групп проходит на территории республики нелегально, а «Свидетели Иеговы» и вовсе признаны экстремистской организацией. Они были внедрены в Республику Южная Осетия со стороны Грузии сразу после распада СССР. Религиозным объединением тогда руководил этнический осетин, проживавший ранее в Грузии, который специально был направлен в республику. Несмотря на то, что против организации работали правоохранительные органы, «Свидетели Иеговы» сумели здесь закрепиться и создать большую религиозную группу, которая занималась агитацией. Было много случаев, когда из-за принадлежности к религиозной организации жители Южной Осетии отказывались выполнять свои гражданские обязанности, присягать на верность Родине и т.д.», – сказала наша собеседница.
«Свидетели Иеговы» не могут никого прославлять, кроме Иеговы. Учение пропагандирует конец света, после которого выживут только представители религиозной организации, а умершие «иеговисты» воскреснут из мёртвых и будут вечно жить в раю на земле. Кроме того, они не признают другие религиозные течения. Соня Хубаева считает, что именно экстремистское положение этой религии позволило органам прокуратуры и Верховному суду РЮО принять в октябре 2017 года решение о запрете деятельности религиозного объединения «Свидетели Иеговы» и признании ее экстремистской на территории республики. После запрета члены религиозной группы вели себя осторожно, не раздавали религиозную литературу, также признанную экстремистской, не агитировали на улицах.
«Однако после начала специальной военной операции, проводимой Россией на Украине, «Свидетели Иеговы» снова активно пропагандируют свою религию, подходят к людям на улицах, хоть и не раздают журналы и книги», – подчеркнула религиовед.
На наш вопрос: «Почему по отношению к другим религиозным течениям не предпринимаются соответствующие меры?», Хубаева пояснила, что в основном это связано с вероучением религиозных объединений. «Свидетели Иеговы» несут угрозу как обществу, так и государству в целом: отказываются присягать на верность Родине, служить в армии, принимать участие в выборах, не поддерживают никакую власть, кроме «Иеговы», отрицают государственные атрибуты и воспитывают своих детей в этом русле. «Свидетели Иеговы» несут в себе опасность обществу, так как воспитанные в таких традициях поколения не знают о таких чувствах, как патриотизм или любовь к родине.
Проводя параллели между двумя религиозными течениями, Соня Хубаева объяснила, что пятидесятники никогда насиль-ственно не втягивали людей в свое объединение. У пятидесятников религиозное учение практически не отличается от православия, они признают все основные догматы христиан-ства, в отличие от «Свидетелей Иеговы». Основное несоответствие пятидесятников с православием – они религиозные обряды совершают по-другому, не признают посредников между собой и Всевышним (ред. церковных священнослужителей) и не поклоняются иконам.

НЕЗАКОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Хубаева считает, что чем больше религиозных объединений есть в государстве, тем разобщеннее общество. Религиозные группы не признают традиции и обычаи нашего народа, не отмечают национальные праздники.
«Повторюсь, что ни пятидесятники, ни баптисты, ни «Свидетели Иеговы» никогда не имели регистрацию в РЮО, и согласно законодательству республики, их деятельность на нашей территории незаконна. Исходя из этого, правоохранительные органы должны делать все, чтобы пресекать собрания членов этих религиозных групп на территории РЮО», – сказала она.
Эксперт рассказала, что в 90-е гг. в Южную Осетию помимо «Свидетелей Иеговы» попали также адвентисты седьмого дня, традиционные пятидесятники, позже появились неопятидесятники – обновлённая форма пятидесятничества, которые активно проповедуют свою религию. Неопятидесятники приспособились к современным условиям, современно одеваются, не носят косынку и т.д., чтобы не выделяться из толпы, многие работают в госструктурах. Баптисты – самая малочисленная религиозная группа в Южной Осетии и самая безопасная. Баптисты даже в Советском Союзе не были запрещены.
«После августовских событий в Южную Осетию приезжали представители очень многих религиозных групп, среди них индийские кришнаиты. Как правило, религиозные объединения внедряются в общество там, где люди пережили психологические травмы, где проходят войны или природные катаклизмы. К счастью, нам удалось их выдворить, в республике остались только те, которые к нам пришли после распада СССР», – уточнила религиовед.
На наш вопрос, могут ли организаторы ячейки «Свидетели Иеговы» в Ленингоре негативно влиять на общественное мнение и, как результат – на политические процессы в республике, Соня Хубаева ответила кратко: «Безусловно».
«Когда жители общаются со «Свидетелями Иеговы», организуют какие-то совместные мероприятия, естественно, попадают под их влияние. Раньше и осетины из «Свидетелей Иеговы» ездили в Тбилиси, и для них «Свидетель Иеговы» любой национальности был дороже родного брата, если он не придерживался этой религии», – пояснила она.
С. Хубаева также отметила, что вероисповедание зачастую может влиять и на политический ход событий. В связи с этим ее давно беспокоит информация о том, что в Ленингорском районе богослужения проводят грузинские священнослужители на грузинском языке, и во время службы по канонам церкви упоминают имя каталикос-патриарха Грузии – Илию II.
«Все знают, что с 90-х гг. Илия II – враг осетинского народа, а его упоминают в богослужениях на территории республики.
Думаю, на сегодня это самая важная проблема для республики в религиозных вопросах. Возможно, однажды нас поставят перед фактом, что это территория Грузинской православной церкви, и она окормляет «свой» народ. Это очень плохая ситуация, но, к сожалению, уже столько лет никто на это не обращает внимания», – заключила Соня Хубаева.
А. КАБУЛОВА