Разделенные народы: к вопросу об определении природы феномена

 

Актуальность феномена разделенных народов имеет две стороны. С одной стороны, это научная актуальность проблемы. Так феномен этнической разделенности достаточно сложен для изучения, как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Данная сложность обусловлена неопределенностью исследовательских подходов и неординарностью выбора категориального аппарата для описания феномена, проявляющегося в научном плане на стыке нескольких исследовательских дисциплин: этнологии, политологии, истории, социологии, психологии. С другой стороны, это социальная актуальность проблемы, когда сам факт разделенности этноса носит в определенной степени дестабилизирующий характер как для самого этноса, так и для его ближайшего окружения. При этом естественное стремление разделенных частей этноса к воссоединению друг с другом может сопровождаться значительными внутриполитическими и внешнеполитическими коллизиями.
По своим системообразующим параметрам феномен этнической разделенности обычно проявляется при наличии двух важнейших условий: наличия объективного и субъективного признаков.
Под объективным признаком этнической разделенности следует понимать наличие какой-либо государственной границы, проходящей через территорию расселения этноса и разрезающей ее на две или более части. Таким образом части единого этноса оказываются разбросанными по разным государствам, как, например, курды, проживающие в Сирии, Иране, Ираке и Турции. Государственная граница при этом может быть более или менее прозрачная и легко пересекаемая, однако это совершенно не отменяет факта разделенности, поскольку разделенные части этноса вынуждены жить и развиваться в разных политико-правовых пространствах.
Субъективный же признак означает факт осознания этносом своей разделенности. Осознание разделенности при этом объективно осуществляется через механизм восприятия, когда этнос отчетливо осознает свое единство на фоне существующего национально-государственного разделения в районах исторически компактного проживания этноса и начинает воспринимать свою разделенность как проблему. И в этом плане наличие государственной границы также должно восприниматься негативно и как препятствие, объективно мешающее процессу воспроизводства этнического единства и солидарности.
Исходя из указанных характеристик феномена этнической разделенности, мы можем констатировать, что разделенные этносы – это такие сообщества, которые обладают единым сознанием, считают себя частями единого народа и тяготеют к совместной жизни, но не имеют возможности реализовать свой единый потенциал в силу ситуации разделенности и наличия политических границ, которые их разделяют.
Достаточно сложной представляется и природа этнической разделенности, которую сложно идентифицировать в однозначных и приемлемых для всех ее проявлений категориях. Наиболее приемлемой категорией для описания природы этнической разделенности нам представляется дифференциализм, который способен более или менее адекватно отобразить всю прикладную и теоретическую специфику феномена.
В этом плане, исходя из специфики этнической разделенности, мы можем утверждать, что для указанного феномена характерна текущая дифференциация общественно-политической жизни. Она заключается в формировании у разделенных частей этноса разных форм и типов основных сфер жизнедеятельности этносоциума. Так, в политической сфере у разделенных частей этноса начинают складываться отличные друг от друга формы политической самоорганизации и соответственно формироваться разные политические элиты. В социокультурной сфере начинают проявляться отличающиеся друг от друга системообразующие маркеры, включая и этнокультурные. В сфере экономики разделенность, как правило, приводит к складыванию различных форм хозяйствования и формированию в конечном счете разных экономических моделей и систем. Подобные характеристики свидетельствуют в целом о раздвоенности и разорванности основных форм жизнедеятельности единого этноса.
Другим параметром, также характеризующим природу феномена этнической разделенности, можно считать перспективную дифференциацию развития, которая может проходить и реализоваться в несколько этапов. Для первого этапа указанной дифференциации характерно преобладание параллельных векторов развития, когда процесс социальной эволюции разделенных частей этноса проходит в параллельном режиме при сохранении практически идентичных социокультурных маркеров. На втором этапе параллельные векторы развития начинают постепенно расходиться, неизбежно способствуя формированию отличающихся социокультурных характеристик и дистанцированию разделенных частей этноса друг от друга. Третий этап перспективной дифференциации знаменует собой достижение неких точек невозврата, в которых можно говорить об исчезновении с этнокультурной карты мира некогда единого народа и о появлении двух или более братских, но уже разных народов. Очевидно, что на данном этапе мы можем говорить о завершении процесса эволюции единого прежде этноса. При этом также очевидно, что данное обстоятельство приобретает практически необратимый характер.
Особый интерес, на наш взгляд, приобретают механизмы функционирования феномена этнической разделенности, которые в определенном смысле обуславливают его специфику и являются практическим дополнением к его природе. Среди этих механизмов наибольшую актуальность на наш взгляд имеют два типа векторов: векторы отталкивания и векторы притяжения.
Векторы притяжения базируются на сходствах разделенных частей этноса и актуализируются в ситуациях роста национального самосознания (как в кризисные, так и благоприятные периоды), дискриминации групповых прав, обострения межэтнических отношений. По своей направленности векторы притяжения формируют идеологию этнического ирредентизма, способны запустить объединительный процесс и в целом работают на преодоление ситуации разделенности.
Векторы же отталкивания базируются на существующих отличиях и актуализируются в ситуациях устойчивого развития, межэтнического мира, защищенности коллективных прав, успешной интегрированности в государство проживания. По своей направленности указанные векторы формируют в этническом самосознании идеологию юнионизма, препятствуют объединительным процессам и в целом способствуют консервации ситуации разделенности.
Параллельное функционирование указанных двух типов векторов обеспечивает динамическое равновесие феномена этнической разделенности в его различных вариациях. Так при равновесном их взаимодействии феномен будет стабилизироваться в определенных пределах. При доминировании вектора отталкивания разделенность будет эволюционировать в направлении усиления дифференциации. При доминировании вектора притяжения разделенность будет преодолеваться через различные механизмы политической, экономической и социокультурной интеграции.
Стоит отметить, что наряду с функциональными характеристиками феномен этнической разделенности обладает и рядом весьма специфических свойств.
С одной стороны, это повышенный психоэмоциональный тонус жизнедеятельности разделенных частей этноса, который характеризуется обостренным восприятием реальности, чрезмерно болезненным реагированием на внешние и внутренние угрозы. В кризисных ситуациях подобный тонус способствует быстрой актуализации коллективной этнической памяти и обеспечивает достаточно высокие темпы и степень этнополитической мобилизации вокруг этнонациональных лозунгов.
С другой стороны, это повышенная конфликтогенность разделенных частей этноса, поскольку их стремление к объединению объективно работает на изменение существующего статус-кво, что нарушает сложившийся в регионе баланс сил, дестабилизирует внутриполитическую ситуацию в стране проживания, грозит перекройкой границ и распадом государства.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что:
– этническая разделенность – это сложный, многомерный и многофункциональный феномен, проявляющийся практически во всех сферах жизнедеятельности социума, но преимущественно в сфере политики;
– состояние этнической разделенности обуславливает определенную социально-политическую неустойчивость и социально-психологический дискомфорт жизнедеятельности разделенных народов;
– разделенные народы перманентно пребывают в зоне повышенных рисков и угроз для своей этнонациональной идентичности и зачастую сталкиваются с проблемой физического выживания своего этноса;
– разделенные народы нуждаются в повышенном внимании со стороны центрального правительства и особом обращении со стороны государства в целом вплоть до предоставления им особых льгот и преференций, в особенности в вопросах определения их этнического статуса и защиты этнокультурной сферы;
– разделенные народы не должны становиться объектом внешнеполитической игры и манипуляций, поскольку такая игра способна дестабилизировать их и без того неустойчивое состояние, раскручивать их конфликтный потенциал и дестабилизировать всю ситуацию в регионе в целом.

Санакоев Инал Борисович,
кандидат политических наук