Успение Пресвятой Богородицы (Майрæмкуадзæн) – один из двунадесятых праздников православной церкви.
Успением Церковь называет кончину Приснодевы Марии. Именно такой – мирной, без боли и страданий она и была. Богородицу окружали любящие ученики Её сына.
Внезапно в комнате засиял необыкновенный свет. Сам Христос с ангелами сошел с небес. Без всякого телесного страдания, словно засыпая, Богородица предала ему свою душу. Апостолы погребли тело Девы Марии в пещере и затворили дверь камнем. А через несколько дней они обнаружили, что гроб пуст, остались только погребальные пелены. Так все убедились в телесном вознесении Божией Матери на небо.
Вечером апостолам явилась сама Пресвятая Богородица и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».
Этот праздник основан на церковном предании, восходящем к свидетельству Дионисия Ареопагита. Более подробный рассказ относится к 14 веку и приписывается Никифору Каллисту. Этот небольшой и интересный текст описывает все, что мы знаем об этом событии и что излагается в богослужебных текстах. Чудесное собрание апостолов, предсмертная беседа, преставление, погребение Пресвятой Богородицы. Отдельно говорится о Фоме, который опоздал. Для него открыли гробницу и увидели, что тела Богородицы нет, Она вместе с телом взята на Небо.
Праздником Успения завершается и Успенский пост.
ГЛАВНЫЙ АТРИБУТ ХРАМА
В Южной Осетии много храмов посвящены Успению Богородицы, в их числе один из красивейших и больших храмов, расположенный в селе Тигва, что говорит о том, что осетины особо почитали Успение Богородицы издревле.
Еще один новый храм, в котором проводятся богослужения, расположенный в центре поселка Знаур, посвящен этому великому празднику. Официальное открытие Храма состоялось в сентябре 2013 года, а 28 августа 2015 года в Храме священнослужители установили иконостас. Иконы для иконостаса были написаны осетинскими художниками Асла-ном Хетагуровым и Захаром Валиевым. Осетинские художники расписали и стены храма в женском Алагирском монастыре, в Храме святого Николая Чудотворца в Бирагзанге РСО-А, часовню на территории Ардонской больницы, в церкви близ села Саниба (РСО-А), в Храме святого Георгия (Крестильный храм) во Владикавказе и т. д.
«Иконостас является од-ним из главных атрибутов храма. Иконы написаны в очень интересной и самобытной манере – в аланском духе. Это очень важное событие. Можно сказать, что за всю новейшую историю Осетии иконостас впервые оформлен силами местных авторов, то есть иконами, написанными нашими мастерами, а не привезенными в храм репродукциями. Это говорит о начале новой школы и нового направления в иконографике», – отметил отец Яков после установления иконостаса.
А. ДЖИОТЫ