Психолог – связующее звено в триаде «учитель – ребенок – родитель»

Первая научно-практическая конференция на тему «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» прошла в Цхинвале под эгидой уполномоченного по правам ребенка при Президенте РЮО А.Джиоевой.

Программа конференции включала несколько тематических платформ: вопросы социально-психологической помощи семье; интеграции детей с неврологической патологией и его адаптации в социальном окружении; профилактики безнадзорности и беспризорности; суицидального поведения несовершеннолетних.

Обсудить проблему девиантного поведения несовершеннолетних, роль педагогов в воспитании детей и значимость работы психологов в дошкольных и среднеобразовательных учреждениях собрались представители Администрации Президента РЮО, Правительства и Парламента РЮО, Министерства образования, руководители общеобразовательных организаций, психологи и председатели родительских комитетов.

Аэлита Джиоева, детский омбудсмен, отметила, что по инициативе Президента Алана Гаглоева реализуется государственная Программа по охране материнства и детства, защиты семьи. В послании Парламенту и народу РЮО глава государства выделил проблемы семьи и ребенка, образования и воспитания детей.

«В рамках реализации государственной политики проводится наша конференция, чтобы рассмотреть основные направления и устранить проблемы, которые касаются прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и их родителей. Цель мероприятия – организация межведомственного взаимодействия по обозначенным вопросам, чтобы консолидировать работу всех уполномоченных органов в лице психологов, логопедов, дефектологов, неврологов, психиатров», – сказала она.

В ходе конференции были продемонстрированы видеоролики о психологических проблемах несовершеннолетних. Заслушаны доклады об актуальных проблемах подготовки практических психологов, современных вызовах для детей, имеющих особенности в развитии и другие.

Алина Джиоева, психолог, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ЮОГУ, рассказала о проблемах и специфике подготовки практических психологов, основных ошибках специалистов и способах их минимизации, о необходимости внедрения супервизии и соответствующего финансирования для полноценной работы психологов.

Фатима Сиукаева, психолог СОШ №6, подчеркнула, что первая проблема, с которой она столкнулась как психолог – непонимание и непринятие со стороны родителей деятельности психолога. Однако за последнее время ситуация стала улучшаться. Школьный психолог также выступила против решения проблемы с трудными детьми путем их перевода из одной школы в другую: «Проблему нужно решать с ребенком и его семьей, а не переводить его – это не решение проблемы».

Фуза Газзаева, психолог Дзауской школы-интерната, подчеркнула, что сегодня важны поддержка и развитие профессионального сообщества педагогов-психологов, необходимо повысить статус психолога в нашем обществе во всех сферах.

«По мере взросления у детей возникают проблемы, с которыми даже родители не в состоянии справиться, и эту задачу берет на себя педагог-психолог. Специалисту недостаточно самому знать способы решения проблемы, нужно уметь донести их до родителей, педагогов и детей. Такая коммуникация помогает предотвратить кризисные ситуации в жизни ребенка, в коллективе. Психолог не ждет кризисных случаев и серьезной ситуации, а работает на опережение», – сказала она.

Газзаева отметила, что в Дзауских дошкольных образовательных учреждениях нет логопедов и дефектологов, а дети нуждаются в них.

Практикующие в школах психологи рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются в ходе работы: отсутствие кабинета психолога и нежелание родителей сотрудничать. Вопросы, с которыми дети обращаются к психологам – непонимание со стороны родителей, семейные конфликты, домашнее физическое и психологическое насилие и др.

Наталья Бессмертная, кандидат педагогических наук, приглашенный специалист из РФ в РЮО по направлению «логопедия», рассказала о проведенном анализе состояния логопедической помощи в Южной Осетии, а также о проблемах и перспективах в этой сфере. Она отметила ряд специалистов, которые отличаются профессионализмом и активно работают с коррекцией речи детей.

Элла Джиоева, детский психиатр, нарколог Центра психиатрии и наркологии со стационаром, рассказала о профилактике, признаках и причинах подростковой депрессии и суицидального поведения несовершеннолетних.

«Депрессия – это достаточно серьёзное заболевание. Родителю нужно обращать внимание на поведение ребёнка, на хронологию проявления депрессивных состояний – раздражительный, агрессивный, или, наоборот, печальный и сентиментальный. Здесь важны и гендерные различия, у мальчиков и девочек симптомы депрессии бывают разные. У юноши депрессия протекает тяжелее. Не могу сказать, что депрессия появляется только у детей в неблагополучных семьях. Просто родители могут «не слышать» и «не видеть» своего ребенка. Причиной могут быть сложные взаимоотношения между детьми и родителями, есть случаи физического насилия или агрессии, ситуация усугубляется, если родители принимают алкоголь или наркотики. Депрессивные подростки часто думают о попытках самоубийства. Зачастую они собираются только привлечь внимание и напугать человека, но это заканчивается трагедией», – подчеркнула Э. Джиоева.

Алан Джиоев, первый вице-премьер Правительства РЮО, отметил, что вопрос коррекционной поддержки детей с особенностями развития сегодня стоит остро. Есть статистика – количество детей с особенностями развития увеличивается ежегодно на 12-20% – цифры серьезные. В Минздраве зарегистрировано 131 ребенок, а у детского омбудсмена – 68.

«Необходим системный подход к решению данной проблемы, нужны точные данные о количестве таких детей. Сегодня мы не можем сказать, какое количество детей нуждается в коррекционной помощи, но надеемся решить этот вопрос в ближайшее время. Нам необходимо создать центр коррекционной поддержки. Прорабатывается вопрос об открытии трех дошкольных групп для детей с задержкой речевого и психического развития на базе строящегося детского сада в районе «Царз». На базе ЮОГУ мы планируем открыть двухгодичные курсы переподготовки специалистов сопровождения. Нам предстоит большой объём работы, и я желаю всем успехов на этом нелёгком поприще», – сказал Джиоев.

Аслан Лолаев, министр образования рассказал о проблемах в социальной и образовательной сферах.

«Говоря о взаимоотношениях родителей и школьных психологов, мы прекрасно понимаем, что за два года невозможно кардинально поменять сознание людей. Мы патриархальное общество, у нас не было принято «выносить сор из избы», поэтому на осознание роли психолога в школах нужно время.

К сожалению, в образовательных организациях мы часто сталкиваемся и с буллингом среди несовершеннолетних. И сегодня были озвучены правильные мысли, что психолог на месте должен контролировать эту ситуацию и разбираться в ней», – сказал Лолаев, а также затронул ряд актуальных вопросов в сфере образования.

В завершение мероприятия был разработан проект рекомендаций, который отражает суть конференции и ее практическую целесообразность. Аэлита Джиоева зачитала его по пунктам, и участники Научно-практической конференции единогласно проголосовали за его принятие.

М. БЯЗРОВА