Признание Южной Осетии и Абхазии стало залогом обеспечения стабильности в Кавказском регионе

Вот уже шестой год подряд 26 августа Южная Осетия и Абхазия отмечают событие для них действительно эпохального масштаба – день признания независимости обеих республик со стороны Российской Федерации. Этот праздник сразу же стал одним из главных, если не самым главным в календаре дат.

Для самой Южной Осетии исторические указы тогдашнего президента России Дмитрия Медведева от 26 августа 2008 года ознаменовали победное завершение 19 лет борьбы за создание и сохранение собственного государства.

Достижение заветной цели досталось дорогой ценой, для этого потребовались титанические усилия всего населения Республики, политиков, военных и дипломатов, огромные жертвы и лишения.

Весомую роль в признании Южной Осетии и Абхазии сыграли и патриотически настроенные круги российского общества, которые и во времена внешнеполитических уступок ельцинского правления неизменно поддерживали интересы двух молодых республик, а в период с 2004-го по 2008 годы активно продвигали в России идею признанию РЮО и Абхазии. Многие в нашей стране хорошо помнят, как проходили голосования в Госдуме РФ по вопросам помощи Южной Осетии, как принимались решения, направленные на поддержку населения Республики. Все это давало надежду гражданам Южной Осетии на успех их, казалось бы, безнадежной борьбы.

Именно на эти здоровые силы опиралась и продолжает опираться в своей политике команда Владимира Путина. Так было летом 2008 года, так же обстоят дела сейчас с Луганской и Донецкой народными республиками, у которых День Победы еще впереди. В этом аспекте признание ЛНР И ДНР со стороны Южной Осетии было воспринято всеми гражданами РЮО как акт поддержки справедливой борьбы за свободу русского населения Юго-Востока Украины и как проявление солидарности с патриотическими силами России.

26 августа 2008 года стало днем осуществления заветных надежд многих поколений осетин. Можно по-разному оценивать роль России на разных этапах грузино-осетинского противостояния, но несомненно одно – в августе 2008 года Россия защитила и признала государство южных осетин, гарантировала его безопасность и дальнейшее развитие. Теперь народ Южной Осетии может, не опасаясь физического истребления, свободно строить государственность, развивать все сферы жизни общества, отстаивать свои интересы на международной арене.

Основным итогом прошедшего периода в сфере внешней политики можно назвать выстраивание принципиально новых отношений с Россией посредством подписания большего количества соглашений, направленных на углубление интеграции между двумя странами, включая базовое соглашение о дружбе и взаимопомощи между Российской Федерацией и Южной Осетией.

К настоящему времени заключено свыше 70 межгосударственных соглашений, несколько десятков находятся в проработке. Таким образом, создан мощный правовой фундамент двустороннего сотрудничества. Отлажен механизм взаимодействия российских федеральных ведомств с югоосетинскими партнерами в формате рабочих групп. Идет интенсивная работа по совершенствованию законодательства Республики, разработке программ социально-экономического развития Южной Осетии. Нельзя не обратить внимания на ритмичность контактов на высшем и высоком уровне, визитов в РЮО федеральных министров с конкретными целями и предложениями.

Не случайно российские дипломаты оценивают российско-югоосетинские отношения как исключительно конструктивные и партнерские, соответствующие духу отношений между двумя странами, складывающихся веками.

Параллельно двустороннее сотрудничество развивается в гуманитарной сфере по самым разным направлениям. Со стороны России эта работа ведется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Практически все государственные структуры, которые причастны к гуманитарной жизни общества, взаимодействуют между собой. Вместе с тем, в сфере сотрудничества с субъектами РФ есть еще неиспользованные резервы.

К сожалению, не все, что необходимо было сделать за шесть лет, было сделано. Пока так и не удалось до конца завершить процесс восстановления республики и перейти к развитию реальных секторов экономики, могущих в перспективе вывести Южную Осетию из хронически дотационного состояния.

Вместе с тем, было бы неправильно сводить значение признания независимости РЮО лишь к ремонту улиц и строительству объектов. Ибо суть этого события действительно носит исторический характер – впервые за 6 веков Осетия вновь обрела свою государственность, другое жизненно важное достижение – вот уже 6 лет на земле Южной Осетии царят мир и безопасность, а трудности, переживаемые Республикой – это проблемы мирного развития, с которыми сталкивались практически все государства мира, при этом одни справлялись с этим лучше нас, другие хуже.

Признание и помощь со стороны России – это полученный шанс, который теперь необходимо использовать. Поэтому многочисленные спекуляции о том, что, дескать, если за 6 лет не удалось превратить РЮО в цветущий край, значит, ее признание было ошибочным, лишены логики и не имеют под собой серьезного основания. Все это является частью не прекращающейся информационной кампании, направленной на дискредитацию принятого руководством РФ в августе 2008 года решения, а также попыткой выставить Южную Осетию как несостоявшееся государство и опять-таки представить действия России по ее признанию как поспешные и необоснованные.

Достаточно привести в пример те утверждения, что в Южную Осетию было перечислено столько-то миллиардов и ничего не сделано. Помимо примеров неэффективного расходования средств или их хищения, есть и ощутимые результаты в виде автодорог, современных школ, детсадов, больниц, сотен частных домов, объектов социального и административного назначения. Для сравнения, в ходе реализации проекта «альтернативное правительство» на 10-километровом участке Транскама, где располагался искусственно созданный грузинский анклав, в течение 2 лет было выделено 900 миллионов долларов, что сопоставимо со средствами, перечисленными Южной Осетии за пять лет, и совершенно несопоставимо с тем объемом работ, который можно было наблюдать на этом пятачке.

Не следует забывать, что за прошедшие 20 с лишним лет большинство бывших советских республик, имеющих куда более развитую ступень государственности по сравнению с РЮО, не говоря уже о трудовых и природных ресурсах, не смогли решить ни одну из ключевых проблем, препятствующих их модернизации. Многие из них по сей день влачат жалкое существование на грани постоянного полураспада. Это, конечно, не повод для самоуспокоения. Перед страной сегодня стоит задача четко обозначить ориентиры развития на ближайшее будущее и мобилизовать имеющиеся ресурсы с учетом российской помощи для решения наиболее острых проблем. При этом в Южной Осетии по-прежнему сверхактуальна задача консолидации общества вокруг общей идеи и обновления политической элиты, которая бы не ввергала перманентно югоосетинское общество в состояние раскола и политических потрясений, а четко обозначала перспективы, пути и методы развития. То есть занималась собственно тем, чем должна по определению заниматься.

Определенные позитивные сдвиги происходят и в сфере интеграции с Севером Осетии. Послевоенный период в этом вопросе ознаменовалась регрессом, который необходимо преодолеть. Зачастую реальные интеграционные процессы подменивались дежурными декларативными заявлениями, чем не преминули воспользоваться противники единства Осетии, развертывая новую кампанию по провоцированию внутриосетинского раскола.

За последний год ситуация начала меняться. В октябре прошлого года с участием президентов обеих осетинских республик состоялось подписание соглашения о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Новый созыв Парламента Южной Осетии также активизировал свои контакты с североосетинскими коллегами, готовится подписание соглашения между законодательными органами Севера и Юга Осетии. Сотрудничество налаживается и по более узким направлениям, в том числе по линии информационных ведомств.

В сфере международной политики прошедшие 6 лет также доказали выверенность и продуманность решения о признании РЮО и Абхазии. Благодаря жестким и своевременным мерам, предпринятым Россией по принуждению агрессора к миру и признанию суверенитета двух молодых республик, вот уже 6 лет в Кавказском регионе царит мир. Действия России шестилетней давности стали серьезным сдерживающим фактором для многих реваншистских режимов на пространстве бывшего СССР. После августа 2008 года желающих развязать войну в том же Нагорном Карабахе заметно поубавилось, да и роль России как посредника между Арменией и Азербайджаном заметно усилилась. Очередным тому подтверждением стали недавние переговоры между лидерами России, Армении и Азербайджана, позволившие снизить напряженность после боестолкновений на линии разграничения.

Грузия, чьи лидеры в свое время хвастливо обещали сжечь «ржавые» российские танки, в случае если вооруженные силы РФ придут на помощь своим соотечественникам в Южной Осетии, получила хорошую «прививку» от попыток военного реванша. Правда, насколько прочной окажется память политических кругов в Тбилиси – вопрос дискуссионный, но пока что страх от угрозы заслуженного возмездия, испытанный 6 лет назад, заставил Грузию на время отказаться от языка угроз и шантажа и перейти на другие методы достижения своей цели. В свое время урок, полученный от разгрома в Абхазии и неудачи в Южной Осетии в начале 90-х годов 20 века, оттянули сроки новой войны почти на полтора десятка лет. Шеварднадзевская верхушка, потерпевшая военное поражение, больше не желала еще раз испытать подобные «ощущения», так продолжалось до тех пор, пока к власти не пришло новое поколение политиков, не помнящих полученный страной жестокий урок.

«Вакцина» пока что действует эффективно, вынудив Грузию отказаться от присоединения к политике санкций против РФ. Впрочем, от любых санкционных телодвижений в первую очередь пострадала бы Грузия, а не Россия. Однако еще несколько лет назад в Тбилиси бы с воплями восторга присоединились к любым антироссийским акциям, но полученный горький опыт теперь диктует осторожность в действиях.

Спокойствие на грузинском направлении объясняется и другим фактором. Запад сам не заинтересован до поры до времени тратить время и ресурсы на другие вопросы, кроме украинского. Вести против России войну сразу по двум направлениям для западных ястребов – непозволительная роскошь. Тем более, больше ни у кого нет иллюзий касательно истинной боеспособности грузинских войск и их готовности умирать за бредовые идеи очередного фюрера.

Ю. ВАЗАГОВ