Президентские выборы 2017 – итоги и выводы

Эксперты, политики и общественные деятели обсудили на площадке медиа-центра «ИР» итоги завершившейся избирательной кампании, выделив основные тенденции и обозначив узловые проблемы, которые необходимо решать к следующим выборам.

В дискуссиях на предложенную тему принимали участие президент медиа-центра Ирина Гаглоева, заместитель начальника управления по внутренней политике администрации президента Алан Джуссоев, депутат Парламента от партии «Единая Осетия» Петр Гассиев, директор государственной радиостанции «Ир» Алан Цховребов и другие.

В ходе обсуждения был проанализирован ход выборов, различные нюансы в работе Центризбиркома, применение избирательного законодательства и роль СМИ в предвыборной кампании. В частности, была отмечена большая закрытость ЦИК по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями. Эксперты также затронули вопрос о публикации официальных окончательных итогов выборов по данным со всех участков.

Как отметила Ирина Гаглоева, прошедшие выборы выявили серьезные проблемы с избирательным законодательством и правосознанием гражданского общества, что, к примеру, показала ситуация с открытием третьего участка в Пригородном районе Северной Осетии. «В 90-е годы наше общество обладало высоким правосознанием, однако сейчас это куда-то уходит. Большинству людей было все равно, их лишь интересовал тот факт, кому это будет выгодно, хотя должен был ставиться вопрос о соответствии нормам закона. Это опасная тенденция. Над правосознанием людей необходимо работать. Кроме того, нужно проработать и избирательное законодательство, чтоб исключить выявленные проблемы. И третий аспект, который я хотела обозначить, касается специфики работы средств массовой информации. Сложилась вообще уникальная ситуация. С одной стороны, благодаря социальным сетям информация все же проходила, хотя там были свои перегибы. Но что касается СМИ, налицо определенная закрытость и тенденциозность. Понятно, что без нее тоже невозможно, но, с другой стороны, о процессах, которые протекали здесь в самом начале, целенаправленно не сообщалось», – отметила президент медиа-центра «ИР».

Ирина Гаглоева обратила внимание также на пассивность многих партий, которые никак не проявили свою позицию в ходе выборов. Обозначив негативные моменты предвыборной кампании, она сделала вывод, что сами выборы прошли честно и легитимно, но во многом благодаря невероятным усилиям самих кандидатов.

На проблемы в ходе избирательной кампании сделал акцент и Коста Кошты, затронув тему манипуляций со СМИ, массовой выдачи паспортов и открытия третьего участка в Северной Осетии. Тем не менее, по его словам, последний этап выборов – день голосования прошел прозрачно, поскольку благодаря системе, созданной в Южной Осетии, подделать результаты выборов практически невозможно. «Народ сказал свое слово, доказав, что в отличие от других стран, различные махинации у нас не проходят», – подчеркнул Коста Кошты. Он также отметил роль рядовых сотрудников силовых структур, благодаря которым удалось избежать каких-либо столкновений и эксцессов.

Депутат от партии «Единая Осетия» Петр Гассиев в свою очередь дал оценку предвыборной кампании, отметив, что победу Анатолия Бибилова можно назвать уникальной, учитывая, какие ресурсы были задействованы против него как в самой Республике, так и за ее пределами. «Это бы сработало где угодно, кроме Южной Осетии. У нас же чем больше запрещали народу, тем больше люди поддерживали Анатолия Бибилова», – сказал депутат.

Петр Гассиев также сообщил, что более 50 человек были уволены с мест работы по причине принадлежности к партии «Единая Осетия». Однако массированное применение административного ресурса дало лишь обратный эффект, поспособствовав победе Анатолия Бибилова.

В числе слагаемых этой победы он назвал и системную работу партии «Единая Осетия», в том числе в социальной сфере, а также грамотную информационную политику с широким использованием потенциала социальных сетей. Говоря о задачах новой власти, депутат от партии «Единая Осетия» подчеркнул, что необходимо отойти от прежних порочных подходов, включая сферу СМИ, и выстраивать работу на качественно иной основе.

В целом информационной политике участники дискуссии уделили повышенное внимание, сойдясь во мнении, что Южной Осетии необходимо отойти от попыток выстраивать закрытую систему власти. Эксперты сочли неприемлемой ситуацию, когда общество зачастую не информировалось о решениях, принимаемых в ходе предвыборной кампании, не было попытки даже доказать обоснованность предпринимаемых действий. Отрицательная оценка была дана ярко выраженной односторонности в освещении событий и попыткам информационной изоляции неугодных лиц. Само информационное сопровождение выборов признано недостаточно широким. В качестве негативного момента было отмечено, что впервые выборы прошли без широких обсуждений и тематических дискуссий.

«Нам нужны дискуссионные площадки. Это не хорошо, когда общество не обсуждает важные политические моменты. Диалог власти и общества необходим, и его надо восстановить», – сказала Ирина Гаглоева.

Частично эти отрицательные тенденции были компенсированы возможностями социальных сетей, в которые все больше вовлекается население Южной Осетии, получив возможность выхода из своеобразной блокады в сфере традиционных СМИ. Уникальным для Южной Осетии явлением стала система контроля за ходом выборов и подсчета голосов с помощью соцсетей, впервые опробованная в Республике и сражу же доказавшая свою эффективность.

Акцент был поставлен на актуальности формирования новой информационной политики в Южной Осетии, основанной на принципах цивилизованного диалога и открытости власти, в том числе в отношениях с масс-медиа. В качестве назревших шагов была также обозначена необходимость обновления элиты с учетом того, что у власти в течение 20-25 лет фактически находятся одни и те же лица, проводящие одну и ту же политику.

Об ответственности новой власти, получившей широкий мандат доверия от населения Южной Осетии в первом же туре выборов, напомнил Алан Джуссоев. «Это президент, который имеет максимум полномочий. С одной стороны, это открывает серьезные перспективы, а с другой стороны, означает большую ответственность. У Анатолия Бибилова была очень хорошая команда, которая комплексно работая, привела его к власти. Сегодня он уже президент и его будут критиковать, поэтому нужна команда, которая будет работать на созидание», – подчеркнул Алан Джуссоев.

В ходе дискуссии было отмечено, что нынешние выборы в очередной раз показали крах существующей прежде модели власти, в приоритетном порядке учитывающей интересы влиятельных групп как в самой Республике, так и за ее пределами. При такой модели население самой Южной Осетии оказалось отодвинутым от возможности влиять на принимаемые решения и не чувствовало сопричастности к процессам развития страны. Именно этим во многом объясняется решающая роль протестного электората почти на каждых президентских выборах в Южной Осетии, включая кампании 2001, 2011 и 2017 гг. Теперь на первый план выходит задача выстраивания новой модели управления, более транспарентной и эффективной, направленной на соблюдение прав и интересов граждан РЮО.

Один из главных выводов, четко обозначенных в ходе обсуждения, касался учета допущенных ошибок и нарушений в предвыборной кампании 2017-го года. В частности, речь шла о том, что необходимо отойти от негативной практики использования в спекулятивных предвыборных целях такого важнейшего института прямой демократии, как референдум. Подобный неоправданный подход приводит к девальвации значения этой формы народного волеизъявления и смещению приоритетов предвыборной кампании.

Кроме того, участники Круглого стола единогласно выступили за необходимость исключения возможности подкупа избирателей на участках в Северной Осетии к будущим выборам. По их однозначному мнению, президента Южной Осетии должны избирать те граждане РЮО, которые живут на территории Республики. «Существует определенный правовой механизм, наших граждан необходимо поставить на консульский учет в РСО-А. Сделать четкое разграничение документа, утверждающего наше гражданство. У человека, проживающего за пределами территории РЮО, должен быть загранпаспорт, а у человека, проживающего на территории РЮО – внутренний», – в качестве одного из вариантов выхода из создавшейся ситуации предложил Алан Джуссоев.

Прозвучало также предложение ввести «ценз оседлости» для избирателей, использующийся во многих странах, когда право голосовать предоставляется тем гражданам, которые постоянно проживают на территории страны.

Юрий ВАЗАГОВ