В Осетии в самом разгаре традиционные религиозные праздники. Один такой праздник – «Кахыры-дзуары бон» – в прошедшее воскресение отметили в селении Цон Дзауского района Республики.
Это празднество справляют все фамилии, населяющие котловину: Джиоевы, Битиевы, Хугаевы, Джусоевы. В этот день в каждой семье закалывается жертвенный барашек и готовятся сакральные составляющие молений. Шашлык, три пирога, свечи и выпивка приносятся к главному святилищу, расположенному у входа в котловину. После того как свершается священнодействие, люди возвращаются в свои дома и там уже начинается пиршество, куда приглашаются родственники и близкие люди, друзья и знакомые.
В этом году празднество от имени фамилии Джиоевых организовал на свои средства выходец из селения Цон, известный тренер, общественный деятель Руфин Джиоев. Отметить праздник вместе у святилища «Кахыры-дзуар» собрались не только представители фамилии Джиоевых из самой котловины, но и проживающие в Цхинвале и Владикавказе. Последних приехало около полусотни. Ради того, чтобы побывать в кругу друзей и знакомых и заручиться благословлением высших сил, люди не побоялись ни задержек на таможне, ни тягот пути через горный перевал.
Празднество проходило в роще с вековыми деревьями, в легком полумраке. Ощущение таинственности усиливалось ветром, который гудел в кронах деревьев. Эпичности событию придавали большие котлы, в которых варилось мясо, аппетитный аромат которого заполнил весь лес.
Для удобства проведения праздника здесь устроены навесы, которые оказались в этот день весьма кстати. Только люди расселись по своим местам за праздничным столом, как пошел сильный ливень. Но небесная влага уже не могла испортить ощущения праздника. Один красочный тост сменял другой, торжество постепенно набирало обороты. Помимо Создателя и Уастырджи в тостах-молитвах упоминалось само святилище, все святые и духи Осетии, добрые слова были сказаны в адрес самого Руфина Джиоева за организацию народного праздника. Дальше уже шли тосты за фамилию, Осетию…Вскоре зазвучали и песни, которые эхом отзывались во всем ущелье.
Цонская котловина – удивительное место, ее еще называют «Большая зеленая долина», так как здесь холмы всегда покрыты изумрудным ковром травостоя. Первые поселения здесь основали выходцы из селения Гуфта Хамат Джиоев и его отец Саукуыдз, затем Теба и их родственники: Бобота, Леуанта, Габыдзата и Саханта. Вместе с ними переехали и Магкоевы. Поскольку последние составляли большинство, то и первое село по Цонскому округу было названо «Магкоты-кау» (село Магкоевых). Но вскоре они переселились на равнину. Когда фамилия Джиоевых обжилась на новом месте, к ней присоединились родственники из фамилии Битиевых. Они обосновались чуть дальше от села Магкота, прямо у подножия горы Тымыгдон и назвали это место «Битеты-кау» (село Битиевых).
Спустя некоторое время, сюда же прибыли и Хугаевы, основав «Хуыгаты кау» (село Хугаевых). Затем здесь поселились Джусоевы и Гассиевы. Таким образом, здесь образовалось пять сел: Магкота, Битета, Хуыгата, Додтота, Цады-кау и Хампалгом.
Занимаются здесь и сегодня преимущественно сельским хозяйством: полеводством и животноводством. Особенно славятся в Осетии рассыпчатый картофель и вкусный сыр из Цонской котловины. Так что местным жителям есть из чего накрывать праздничные столы.
В праздничном застолье принимали участие более сотни человек, но среди участников пиршества не было заметно пьяных. Были захмелевшие, веселые люди, радовавшиеся праздничному дню и общению с близкими людьми. Впрочем, в этот день общее событие сблизило всех участников праздника, оставив приятные впечатления, которые сохранятся еще долгое время.
Р. КУЛУМБЕГОВ