Пояснения к вопросу об изъятии земельного участка

На днях кабинет министров Южной Осетии одобрил проект новой редакции Гражданского кодекса Республики. В соответствии с новой редакцией статья предусматривает изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд. В частности, согласно этому пункту документа, земельный участок может быть    изъят у владельца для государственных и муниципальных нужд с предоставлением ему другого земельного участка.

Указанная норма в новой редакции Гражданского кодекса вызвала неоднозначную оценку в обществе. В нашу редакцию участились звонки обеспокоенных граждан с просьбой прояснить данные положения Кодекса и дать детальную информацию о порядке изъятия земельного участка.

Однако, как оказалось, аналогичная норма прописано и в российском законодательстве. В частности, в Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется только в исключительных случаях:

– при необходимости выполнения международных обязательств РФ (например, при строительстве международных магистральных трубопроводов);

– при указании на необходимость изъятия в законе РФ или в законе субъекта Российской Федерации в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципального образования на его территории;

– при необходимости размещения объектов государственного или муниципального значения, если нет других вариантов их размещения.

При этом к таким объектам относятся (перечень исчерпывающий):

объекты федеральных и региональных энергетических систем, атомные объекты, объекты обороны и безопасности, в том числе обеспечивающие охрану границы, федеральные и региональные объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи, объекты космической деятельности, линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и автомобильные дороги.

Для получения более подробной информации мы обратились к и.о. министра юстиции Мурату Ванееву.

– Мурат Владимирович, учтены ли в новой редакции Гражданского Кодекса РЮО указанные исключительные случаи? И не является ли эта норма нарушением имущественных прав граждан?

– Дело в том, что нормы Гражданского Кодекса об изъятии земельных участков у владельцев для государственных и муниципальных нужд, или иначе говоря, в общеполезных целях – общемировая практика. Если у отдельного человека или у организации земельный участок расположен в том месте, где должна пройти магистральная трасса, или же на этом месте должно быть построено большое предприятие, то мы сталкиваемся с определенными неудобствами. Как поступить в этом случае?

В связи с этим законодательством РЮО предусмотрена возможность в исключительных случаях, когда это делается в общеполезных целях для государственных и муниципальных нужд, изъятие земельного участка. Данная норма зафиксирована таким образом, чтобы не было нарушения прав человека, гражданина, который этим участком владеет. Речь идет не только о земельном участке, но и об имуществе, которое на этом земельном участке стоит, то есть недвижимое имущество. Поэтому, в законодательном акте правильно и четко прописано, что в случае, когда земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд, то владельцу земельного участка предлагается другой земельный участок. Кстати, по соглашению с ним. То есть будут обговариваться все моменты, – место участка, его характеристики и т.д.

Органы власти постараются взамен изымаемого участка пре-доставить аналогичный участок, приближенный к равноценному. Одним словом, приближенный к тому участку, который у него был, исходя из возможностей государства в данном случае.

– Не получится ли ситуация, что гражданина могут лишить законного жилья, земельного участка и т.д. только лишь на основании желания государственных и муниципальных органов?

– Что касается недвижимого имущества, которое будет на этом участке расположено, то будет произведена рыночная оценка независимыми экспертами, и эта сумма компенсируется гражданину. Так что в этом случае будут соблюдены интересы и государства, и гражданина.

Это не значит, что принятие данного законопроекта позволит без разбора забирать землю у кого угодно. Изъятие земельного участка можно произвести вследствие ненадлежащего использования земельного участка, в случае, если это, во-первых, делается в государственных нуждах, и во- вторых – когда владелец пользуется участком в нарушение земельного законодательства, то есть включая его характеристики и с экологической точки зрения. Также существует ряд других положений, регламентирующих правомерность использования участка. До сегодняшнего дня правовых проблем с этим у нас не возникало.

– Как быть в ситуации, если предлагаемый земельный участок не является равноценным изъятому участку, либо же по объективным обстоятельствам (отдаленность) гражданин не в состоянии принять условие государственных и муниципальных органов?

– В случае, если государственный уполномоченный орган не придет к согласию с владельцем земельного участка, когда гражданин может посчитать, что предлагаемый земельный участок несоразмерен, то орган власти обращается в суд. В суде каждая сторона будет доказывать свою правомерность. В суде речь будет идти об условиях и о порядке реализации этого права государства. Государство со своей стороны в суде будет доказывать, что предоставляемые земельные участки приближены по своим характеристикам к изымаемому земельному участку. Гражданин же должен четко мотивировать и аргументировать свою позицию. Сказать просто «не хочу» – неправильно по закону. А суд будет принимать решение, насколько требования и предложения обоснованны. Что касается недвижимого имущества, гражданин может быть не согласен с оценкой. Он может оценить свой дом в 10 млн. рублей, и считать, что ему предлагают меньше. В этом случае мы приглашаем независимого оценщика, и он оценивает не только недвижимость, но и риски, убытки, которые гражданин может понести вследствие изъятия. И если гражданин опять не будет согласен, мы обратимся в суд.

А. ДЖИОЕВА