Ранее в СМИ отмечалось, что по данным ГАИ, ежегодно автопарк Южной Осетии пополняется примерно на 1000 единиц, на сегодняшний день в РЮО зарегистрировано более 25 тысяч единиц транспорта. Владельцы автомобилей периодически меняют устаревшие шины на новые. Однако с начала 1990-годов использованные покрышки вместе с другими твердыми бытовыми отходами свозятся на мусорные полигоны. Это наносит значительный ущерб окружающей среде, здоровье граждан подвергается риску, страдают флора и фауна. Также сокращаются сроки эксплуатации мусорных полигонов.
Во времена Советского Союза старые шины вывозили из Юго-Осетинской автономной области на переработку в другие города ГССР. Однако с началом вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии, развалом СССР и разрывом прежних хозяйственных связей такой способ утилизации изношенных покрышек прекратился. Выброшенные гражданами и работниками шиномонтажных мастерских в мусорные контейнеры старые колеса стали вывозиться коммунальщиками вместе с другими ТБО на мусорные полигоны. За более чем тридцатилетний срок там скопились значительные объемы резины, что, конечно, является неблагоприятным фактом с точки зрения экологии. Необходимо принять соответствующие меры.
К примеру, в РФ изношенные покрышки, а также камеры пневматических шин относятся к отходам четвертого класса опасности. Специалисты Росприроднадзора отмечают, что выброшенные на полигонах старые шины и камеры могут загрязнять грунтовые воды и почву в радиусе 50 м. Более того, при нагревании они выделяют в атмосферный воздух вредные вещества, тяжелые металлы и канцерогены. Бэушные покрышки запрещается закапывать в почву или сжигать. Срок их разложения превышает сто лет. Поэтому отработанные шины нельзя сбрасывать на полигонах ТБО. Также экологическими нормами запрещается использование автопокрышек в качестве элементов благоустройства.
Старые протекторы и камеры подлежат обязательной переработке. В России и других странах этим занимаются компании, имеющие соответствующую лицензию. Они организуют пункты приема на автомобильных заправках, в шиномонтажных мастерских и т.п. В нашей республике этого пока нет.
Сейчас в Южной Осетии бэушные покрышки вместе с другими ТБО вывозят на новый полигон твердых коммунальных отходов, расположенный неподалеку от восточной окраины Цхинвала. Там предусмотрены меры для безопасного складирования мусора после его измельчения и брикетирования. Однако своз туда шин сокращает сроки службы объекта и оборудования.
Как ранее отметил в ходе нашей беседы зампредседателя Комитета по экологии, геологии и природопользованию Алан Харебов, руководство ведомства обсуждало эту проблему с главой правительства Константином Джуссоевым.
Специалисты Комитета представили ему свои предложения по строительству в РЮО завода по переработке использованных шин. Для этого нужно порядка 15 млн рублей. Премьер-министр одобрительно отнесся к предложению.
«Будем и далее ставить вопрос, чтобы строительство завода предусмотрели в Инвестпрограмме. Также начнем искать инвесторов, которые проявят интерес к этому проекту и вложат деньги в его реализацию», – уточнил Харебов.
Он добавил, что полученную после переработки шин резину можно без ущерба для окружающей среды использовать при изготовлении покрытий детских игровых и спортивных площадок и т.д. Кроме того, ее также применяют при асфальтировании дорог, что позволяет сокращать затраты на 10%. В различных хозяйственных целях используют и металлический трос, который бывает в шинах.
Предотвращение загрязнения окружающей среды является для нас актуальным вопросом. Поэтому будем надеяться, что вскоре в республике построят завод по переработке старых покрышек.
Гугули ВАЛИЕВ