Помним…

«Природа – мать! Когда бы таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла бы нива жизни»

В этом году исполнилось бы 70 лет со дня рождения одного из лучших представителей педагогической общественности нашей республики, кавалера ордена Трудового Красного знамени, заслуженного учителя ГССР Эдуарда Андреевича Бекоева.

Родился наш юбиляр 2 ноября 1947г. в г. Цхинвале. Окончил ср. шк. №6, поступил на физмат ЮОГПИ и окончил его на красный диплом. В 1972 году начал работать в родной школе учителем математики. Директором школы был Отар Харитонович Гассиев – талантливый руководитель, прекрасный педагог, организатор первых физико-математических классов в г. Цхинвале.

Он всегда искал нужных учителей для этих классов. Видя большой энтузиазм, успехи и возможности Эдуарда Бекоева Отар Гассиев доверил ему эти классы. Здесь проявился педагогический талант Э. Бекоева. В каждом своем ученике, независимо от того, хорошо он учился или плохо, он прежде всего видел человека, а потом ученика."P71031-1453"

Э. Бекоев был трудоголиком. Каким бы талантливым не был человек, если этому таланту не сопутствует трудолюбие, то человеку не видать больших успехов. Эдуард Андреевич составил карточки-варианты письменных самостоятельных и контрольных работ по всем темам по алгебре для всех классов от 7 по 11.

Старание ученика по математике благосклонно влияло на его успехи по другим предметам. Это замечали и педагоги по другим дисциплинам.

Вершиной педагогического труда Э. Бекоева была организация математического кружка, руководство ее работой и успехи этого кружка. Кружок назывался «АГАТ» – аббревиатура слов «арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия». Рупором кружка был стенд «АГАТ». И это была не стенгазета как бывает, в основном, в школах, а целый стенд. Одно оформление стенда тоже доставляло эстетическое наслаждение. Материалы стенда менялись каждый месяц, а иногда чаще. Появлялись там статьи самого разнообразного содержания по таким разделам, как «Внимание! Олимпиада!», «Уголок абитуриента», «Из истории математики», «Избранные теоремы и задачи», «Фокусы» и т. д. Выпустили два рукописных журнала, посвященные числам «6» и «7».

Все разделы вели сами ученики, под непосредственным руководством учителя. Это приучало детей к самостоятельному поиску материалов, работе с материалом. На стенде был единственный раздел – «Математические семинары», который вел сам Эдуард Бекоев. Материалы менялись каждые две недели и сдавались ему. Они проверялись и обсуждались совместно. Для проверки работ учеников 6-7-8 классов привлекались старшеклассники.

Когда выходил очередной номер «газеты», броуновское движение учащихся по коридорам школы становилось упорядоченным. Ученики хотели ознакомиться с содержанием новых материалов и направлялись на четвертый этаж.

Члены кружка становились ежегодными победителями и призерами не только городских и областных олимпиад, но и республиканских в г. Тбилиси. Об их успехах сообщал журнал «Математика в школе». Кружковцы были коллективными корреспондентами раздела «Задачи» повышенной трудности этого журнала. 

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Э. Бекоев мог стать талантливым режиссером (помним, какие математические вечера он устраивал), талантливым руководителем какой-либо организации или предприятия. Он умел разговаривать с людьми, он умел слушать других. Уметь слушать других – это искусство, которое дается не всем.

Эдуард Андреевич был прекрасным бильярдистом. Следовательно, хорошо представлял и видел все возможные сечения пространственных фигур по геометрии. Он был отличным шахматистом, т.е. умел анализировать, считать варианты. Это давало ему способность проводить глубокий анализ решения математической задачи, находить нужные рациональные решения.

Будучи студентом Э.Бекоев в составе цхинвальского «Спартака» принимал участие в чемпионате Грузии по футболу. Он обладал отличным здоровьем, иначе, как он успевал так много активно, а главное, результативно работать. Кроме выше сказанного, уроки в математических классах требовали ежедневного серьезного труда. Готовить варианты семинарских занятий для учащихся 6-11 классов, исправлять и обсуждать их результаты. Разбирать со старшеклассниками варианты вступительных экзаменов. Решать задачи всевозможных математических олимпиад и все фиксировать в спецтетрадях. Редактировать статьи и доклады учащихся для кружка и для стенда «АГАТ». Его ученики целыми классами и индивидуально учились в заочной школе при МГУ. Им тоже нужна была его помощь. Как и любому человеку, ему не чуждо было с друзьями посидеть и с соседями поиграть в домино.

Наивысшая точка на земле – вершина Эверест. Ни один альпинист не может подняться выше этой вершины, можно только повторить восхождение.

Мне кажется, что результаты работы Э. Бекоева в преподавании математики в Южной Осетии тоже невозможно превзойти, его можно только повторить. Но для его повторения нужны люди такого таланта, каким был он сам.

Может быть в будущем такие личности появятся, но пока учитель, а вместе с ним все образование, остаются вне поля зрения государства, трудно ожидать появления такого таланта и кандидатуры уходят в другие профессии.

Заканчивая, напомню читателям, что наш замечательный земляк, к великому сожалению, рано ушел из жизни. Он вместе с супругой и младшим сыном трагически погиб под снежной лавиной в январе 1993 г.

Александр ДЖИКАЕВ