По волнам памяти…

На этой неделе в Госкомитете информации и печати РЮО прошел круглый стол, посвященный основоположнику осетинской академической музыки, композитору Бориса Галати.
Из перечня обычных для Южной Осетии обсуждений по актуальным вопросам это событие выделило участие художественного руководителя Северо-Осетинского государственного театра оперы и балета и «Академии молодых певцов» Мариинского театра Ларисы Гергиевой.

Л.Гергиева уже в который раз представляет цхинвальскому слушателю отдельные фрагменты из традиционного фестиваля искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой». В этом году у двенадцатого по счету фестиваля своя специфика, заключающаяся в особом акценте на творчестве Бориса Галати, чье имя не нуждается в представлении для ценителей осетинской музыки.
Инициатива проведения Дней Бориса Галати в рамках Международного фестиваля Ларисы Гергиевой принадлежит нашей соотечественнице, руководителю Фонда культуры имени Бориса Галати Лиане Гаглойтэ. Участники круглого стола, в числе которых был и первый вице-спикер Парламента Южной Осетии Инал Мамиев, лично знавший композитора, смогли также ознакомиться с документальным фильмом о Борисе Галати, где достаточно живо были отражены основные вехи его творчества.
Собравшиеся говорили о композиторе не просто с уважением, но с подробным погружением в его внутренний мир, и мир, его окружавший. О том времени, которое взрастило творчество необычайной красоты и жизнеутверждающей силы. Делились интересными воспоминаниями о композиторе, в результате которых высветился образ принципиального художника, открытого и лучезарного человека, наделенного огромным благородством и даже недюжинным чувством юмора.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ – ВТОРОЕ НАЧАЛО
Активное обсуждение развернулось во время презентации переизданной книги «Осетинские народные песни», в которой собраны песни Бориса Галати.
Лариса Гергиева отметила значимость творческого наследия композитора его детальной работы по сбору и обработке музыкального фольклора.
«Благодаря Борису Галати удалось возродить утраченные традиции игры на народных музыкальных инструментах, сохранить народные песни и танцевальную музыку. Он воспитал прекрасную плеяду композиторов и я рада, что сегодня есть возможность приобщить к творчеству Галати детей. Кто знает, возможно, среди них есть будущие Алборовы и Хахановы», – сказала она.
Как отметила в свою очередь музыковед Марина Кулумбегова, Галати заложил основы осетинской фольклористики, а книга «Осетинские народные песни» станет фундаментальной основой для тех, кто интересуется этой областью. Она говорила о творчестве композитора, пронизанного интересом к музыкальному прошлому осетинского народа.
О необходимости сохранить и преумножить наследие композитора говорил и посол Южной Осетии в России Знаур Гассиев.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
На круглом столе прозвучали и злободневные высказывания. Лариса Гергиева, пусть и в корректной форме, но достаточно жестко и нелицеприятно обрисовала сегодняшнее состояние дел в сфере осетинской академической музыки. Причем, по ее словам, это прежде всего проявляется и по отношению к наследию Бориса Галати.
«Галати, безусловно, был патриотом Осетии, по крупицам собравший важнейший фольклорный материал, большая часть которой сегодня не находит применения. Более того, при изучении творчества композитора мы обнаружили удивительные образцы его произведений, которые также не востребованы», – сказала она.
По мнению Ларисы Гергиевой, плеяда незаурядных осетинских композиторов ушла, и сегодня практически уже никто не пишет осетинскую музыку.
«Нет ни одной оперы, симфонии, романсов написанных сегодня отечественными композиторами. У меня очень много молодых оперных певцов, которые известны за пределами Осетии, России и с удовольствием пели бы осетинскую музыку. Но ее нет», – сказала она.
Впрочем, от Ларисы Гергиевой прозвучала не только критика, но креативные предложения, способные изменить ситуацию к лучшему.
Одно из них касалось учреждения в Южной Осетии международного фестиваля имени композитора. При этом, как подчеркнула автор идеи, фестиваль должен проходить именно в Цхинвале, поскольку творчество и жизнь Бориса Галати связаны прежде всего с Южной Осетией.
«Надеюсь, эта идея не останется в воздухе. Пусть фестиваль носит имя Бориса Галати и проводится каждый год или хотя бы раз в два года», – сказала Лариса Гергиева.
Она обещала оказать содействие в проведении нового фестиваля, изыскать для этого возможности и привлечь российские творческие коллективы, включая Мариинский театр.
Еще одно предложение Ларисы Гергиевой касалось представления спектаклей и опер, написанных в том числе учениками Бориса Галати, на сцене нового здания Юго-Осетинского госдрамтеатра.
«В Дигорском театре есть очень интересный спектакль «Медея», который мы хотим привезти, а также спектакль о Махарбеке Туганове», – сказала Гергиева.
В целом она рассчитывает на открытие югоосетинского театра, куда можно будет привозить музыкальные постановки и драматические спектакли как российских, так и зарубежных театров.
Судя по сказанному, у Ларисы Гергиевой серьезный настрой помочь Южной Осетии в ее культурном развитии. Она подчеркнула, что не делит Осетию на части и хочет видеть продолжение своих проектов, которые ранее были реализованы в Северной Осетии, здесь, на юге.
«Сегодня нужно обращать внимание на способную молодежь, выявлять ее на различных конкурсах и продвигать на международный уровень, а также поднимать планку общего музыкального образования среди молодого поколения, приобщать ее к классической музыке, – отметила Л.Гергиева. – Под моим патронажем проводятся международные конкурсы, на которых я хотела бы видеть детей из Южной Осетии. Это даст им возможность подняться на более высокую ступень и подготовиться к участию в более масштабных проектах».
Реализация подобных культурных проектов позволит, по ее мнению, пробудить интерес к Южной Осетии в мире, создать своеобразные музыкальные брэнды, которые бы улучшили имидж республики на международной арене.
Вместе с тем, многое зависит от мобильности и готовности к тесному взаимодействию со стороны соответствующих структур и ведомств Южной Осетии. На этом Лариса Гергиева сделала особый акцент.
«Я готова содействовать и помогать в реализации подобных планов, используя свой опыт, связи и возможности Мариинского театра. А с вашей стороны жду более тесной кооперации и мобильного реагирования», – сказала она.
Фондом, возглавляемым Лианой Гаглойтэ, также была организована выставка фотографий, повествующих о разных периодах жизни и деятельности Б.Галати.
А. ТАДТАЕВА