Пиво – сакральный напиток

Осетинские напитки

В нартском цикле неоднократно упоминается чудесная чаша Уацамонга, которую наполняли ронгом или пивом. Первые упоминания в русских источниках осетинских напитков (баганы, алутон, ронг, куымал) относятся уже к XVIII веку, времени после присоединения Осетии к России.
Южная Осетия в начале мая в рамках специального пресс-тура примет группу блогеров и журналистов, рассказывающих о пиве.
По словам торгового представителя РЮО в России Таймураза Гогинова, мероприятие проводится с целью повышения узнаваемости югоосетинского пива, которое уже представлено в федеральных торговых сетях России и поддержать его продажи.
«Поскольку мы преследуем несколько важных целей, мы решили организовать пресс-тур. К нам приедут 10 человек – пивные блогеры и журналисты. Гости республики посетят не только «Высокогорную Кельскую пивоварню», но и Цхинвальский пивзавод, продукция которого обладает уникальной свежестью и ориентирована на местный рынок», – сказал на недавней пресс-конференции в Цхинвале Гогинов. Он отметил, что пиво является важным, сакральным напитком для Южной Осетии.
«Мы стремимся делать его лучшим в мире. «Высокогорная Кельская пивоварня» работает именно над этой задачей, и, думаю, мы постепенно к этому приближаемся», – дополнил он.
В сказании «Как Хамыц женился» для описания силы одного из героев говорится, что он взвалил на плечи туши убитых на охоте зверей, как вязанку сухого хмеля. Осетинское слово для обозначения хмеля – хуымæллæг относится к древнейшему пласту осетинской лексики и сродни русскому названию растения и латинскому humulus.
На пирах нартов пиво лилось рекой. На стол ставили двуухие кувшины с пивом, как это описано в сказании о Ацамазе и красавице Агунде.
Кроме непосредственного пи-тья, с пивом и ронгом связаны были и застольные танцы. Самые виртуозные танцоры пускались в пляс, балансируя на краю большой чаши наполненной пивом. Другой забавой была пляска с кубком, полным ронга. Лучшие из лучших не проливали ни капли во время танца.
В эпосе говорится о пиве из ячменного и пшеничного солода, но археологические изыскания говорят о том, что первым на территории будущей Осетии стали выращивать просо. К концу XIX века осетины чаще варят пиво уже из кукурузы, называя её «хлебом нартов».
С урожайностью ячменя в нартском эпосе связана история, описанная в предании «Батрадз и чаша нартов Уацамонга». Согласно ему, раньше на каждом ячменном стебле было по шесть колосьев, но владыка хлебов Хор-алдар, узнав, что нарты убили его сына, в гневе уничтожил колосья одно за другим. Лишь по просьбе Уастырджи он оставил один колос на прокорм коня.
Эпизод с уничтожением пяти ячменных колосьев, кроме долгосрочных последствий в виде будущего снижения урожаев, возымел и мгновенное действие. Как только Хор-алдар надругался над ячменем, из чаши Уацамонга, наполненной брагой (ячменной, вероятно), которую в это время пил Хамыц, полезла всякая опасность в виде ящериц, змей, лягушек и прочих гадов. Но тверды, как булат, были усы Хамыца, он бил и колол гадов своими булатными усами, и вновь спрятались они на дне чаши. Возможно, в такой поэтической форме описан процесс фильтрации пива.
В отличие от пива, брага готовилась из несоложеного сырья, варка её была не столь продолжительна, причем варилась она как с хмелем, так и без него. Это и разнообразные напитки, подобные квасу, например, тæнæг къуымæл, когда к осадку от браги добавляют воду, смешивают и отстаивают еще раз. Или хмельной квас, ценимый выше, цъæх махсымæ — по сути брага, отстоявшаяся и осветившаяся в течение недели.

Утерянный рецепт ронга
Другим напитком, упоминающемся в осетинском эпосе даже еще чаще, чем пиво, является ронг. Ронг – это хмельной напиток брожения, в процессе которого используется кипячение, и что по крепости он превышает пиво. Как и из чего он готовится, нартский цикл ответа не дает. Кстати, как в русском языке за словом хмель укрепилось не только обозначение растения, но и опьяняющий эффект, так и в осетинском ронг обозначал не только напиток, а и то самое опьянение.
Мед древние осетины могли выменивать у тех же соседних племен славян, а могли, что более вероятно, сами заниматься пчеловодством. Если насчет аланов особых доказательств их занятий пчелами нет, то их наследники дигорцы точно знали толк в мёде. Затем, когда пчеловодство пришло в упадок, исчез и напиток, и ронг стал чем-то легендарным, «нартовским».

Подготовила О.ГАБАРАЕВА