Песни военных лет

Даже сейчас, по прошествии 70 лет со дня Победы, сжимается сердце и наворачиваются слезы, едва заслышав знакомый мотив из военной поры далеких 40-х, которые прославили подвиг советского народа в борьбе против немецких захватчиков.

Индустрия музыки как горячие хиты предлагает сегодня песни военных лет слушателю. Неудивительно, что любимые песни наших отцов и дедов сейчас раздаются из дорогих авто, тихих улочек, центральных площадей, с экранов телевизоров, возвращая пожилых в молодость, а юных в эпоху ранней зрелости своих родителей, бабушек и дедушек.

Символом наглядной агитации начала сороковых стала женщина-мать, которая в те тревожные дни призывала к сплочению и единству. И песня, тоже женского рода, выражала всю палитру красок, чувств тех людей, девушек и парней, которые сражались за Родину. Они разные, эти песни и мелодии военных лет, такие далекие и близкие: о тесной землянке, любимой родине, о друзьях-товарищах, дорогах и безымянных высотах. Написанные позже песни «Журавли» и «День Победы» стали символами скорби и памяти, а также торжества добра над злом.

Вся музыка военной поры служила единственной цели и задаче: выиграть, освободить страну, разгромить врага и дойти до Берлина. Песни распевались на коротких привалах, затяжных и долгих противостояниях, импровизированных площадках на фронтах войны. Но вначале была одна песня-призыв – «Священная война» Лебедева-Кумача, объединившая под знамена победы весь советский народ: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» Скольких она позвала за собой, скольким давала сил и веры – не сосчитать!

Отрадно отметить и тот факт, что многие песни военных лет зазвучат сегодня на осетинском языке. Перевод осуществил наш соотечественник Инал Плиев, а первым для широкой публики их исполнил Эдуард Дауров.

ФРОНТОВЫЕ КОНЦЕРТЫ

Песни и мелодии военных лет! Как много душевных сил, теплоты и покоя они дарили солдатам и тем, кто их ждал. Песня военной поры выстраданная. Идущая из глубины души, воевала как солдат, достойно и храбро. В первые годы войны концертная деятельность приняла невиданный размах. Для воинов Советской Армии было дано более 200 тысяч концертов и спектаклей. Чтобы поднять боевой дух солдат, непосредственно в окопах и блиндажах выступило около 60 тысяч коллективов и певцов. За все годы тяжелых боев, наступлений и побед на фронте выступило свыше 40 тысяч артистов, в том числе музыкантов, в составе 4000 фронтовых бригад они дали более 400 тысяч концертов. В составе бригад выступали прославленные коллективы, любимые народом певцы, а также самодеятельные артисты: Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Леонид Утесов, скрипач Давид Ойстрах, пианист Эмиль Гилельс, исполнители народных танцев и многие другие. По всесоюзному радио звучали песни, романсы в исполнении С.Я.Лемешева, В.А. Нечаева, большим успехом пользовались радиоконцерты по заявкам солдат и партизан. Солдаты и сами перепевали полюбившиеся песни.

Закончилась война. Народ вернулся к мирной жизни. Шли годы. Изменилась и жизнь людей за прошедшие 70 лет. Но песни военных и послевоенных лет остались общенациональной ценностью той страны, тех солдат, которые боролись, защищали и победили. Одна из любимых песен «Журавли» Яна Френкеля и Расула Гамзатова:

«Мне кажется порою, что солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей».

Она написана после войны. Одна из немногих послевоенных песен воспринимается очень лично, как-то особенно глубоко, она посвящена братьям Газдановым. Говорят, что Расул Гамзатов, глубоко потрясенный трагедией семьи Газдановых, сразу же посвятил им уже ставшее бестселлером стихотворение. Тяжёлая, пронизанная горечью потерь и тяжелых воспоминаний, она не утратила новизны и надежды в благодарной памяти потомков.

«Из под небес по-птичьи окликая,

Всех вас, кого оставил на земле».

Обязательно соберутся наши ветераны. Вспомнят о «временах тех дальних», поднимут фронтовые сто грамм, помянут своих товарищей. А может, и вправду не врут поэты и композиторы: они не умирают, не уходят в землю, а…

«Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса».

Ставшая духовным оружием в далекие 40-е годы, сейчас, в постсоветские, песня стала символом памяти.

КОМПОЗИТОРЫ – УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Среди тех, кто приблизил личным подвигом День Победы, есть люди, чьи заслуги вписаны в сокровищницу осетинского искусства, национальной музыкальной культуры. Мы поведем рассказ только о некоторых из них.

АВТОР ПЕРВОЙ ОДНОАКТНОЙ ОСЕТИНСКОЙ ОПЕРЫ

В кругу друзей однополчан, родных и близких встретили не один День Победы Христофор Плиев и Асланбек Кокойты. Христофор Плиев – уроженец с.Верхний Рук, композитор, чья музыка наполнена лиризмом, теплом и драматизмом, прослужил в армии 7 лет. Офицер, политработник прошел через всю войну, воевал в Венгрии, Болгарии, Югославии. Награжден за боевые заслуги медалями. Заслуженный деятель искусств, лауреат премии им. Коста Хетагурова, он вошел в историю осетинской музыки как автор первой осетинской одноактной оперы «Коста», лирических оперетт, музыкальных комедий, первых осетинских эстрадных песен и т.д. Много испытавший в войну, он отдавал весь свой природный дар и талант любимой Осетии.

С МИНИАТЮРОЙ «СИМДЫ ФÆЗ» ЧЕРЕЗ ВСЮ СТРАНУ

Молодой скрипач, студент Тбилисской консерватории Асланбек Кокойты в возрасте 23 лет уйдет на фронт защищать свою родину. Автор популярных песен, таких как «Колыбельная», «Солнышко», прошел всю войну, дошел до Германии. Награжден пятью медалями. Яркий талант музыканта проявился во всех его сочинениях. Не одно поколение детей выросло на музыке прекрасного мелодиста и песенника. Он посвятил своим боевым друзьям немало своих творений. С миниатюрой «Симды фæз» он объехал всю страну. На разных концертных площадках и залах с Московским государственным оркестром под управлением Вероники Дударовой она вызывала восторг и восхищение.

СТУДЕНТ КОНСЕРВАТОРИИ ЗАУР ГАГЛОЕВ

Не было, наверное, ни одного одаренного слухом молодого человека, кто в довоенной Осетии не мечтал учиться музыке у Бориса Галаева. Но был один, кого Галаев считал любимым своим учеником. Им был Заур Гаглоев. Смышленый, способный к учению, он учился в Цхинвальском педтехникуме. Именно там обратит внимание на таланты Заура Борис Галаев. Внимательный педагог, он разглядел незаурядные способности деревенского юноши. Подолгу занимаясь специальными дисциплинами по музыке, вскоре Заур начал сам сочинять музыку, наполняя ее своей собственной фантазией. Галаев, недолго думая, сам, на собственные средства, отправил его в Ленинград в училище им. Мусоргского на два года, вместо положенных четырех. Экзамены позади и началась жизнь Заура Гаглоева – студента консерватории, интересная, насыщенная, полная надежд и перспектив. Но война, грянувшая в 1941 г., распорядилась его судьбой по-другому.

Заур записался в народное ополчение, не мог он поступить иначе. В составе дивизии Октябрьского района он охранял подступы к Ленинграду. Здесь 14 сентября 1941 г. и погиб подающий надежды, невероятно талантливый Заур Гаглоев. Остановилось сердце скромного и храброго юноши, чьим талантом восхищалась консерваторская профессура. Среди музыкантов, погибших на фронтах войны, есть имя парня из Южной Осетии. На мемориальных досках Петербургской консерватории и Дома композиторов золотыми буквами впечатано «Заур Захарович Гаглоев».

Давайте вспомним: «Этот день мы приближали как могли… Этот День Победы!»

И еще раз поклонимся всем тем, кто нас защитил, отвоевал, спас.

Всем, кто погиб, не дожил, не встретил светлый праздник Дня Победы – вечная слава и вечная память.

Тамара КОТОЛОВА