Педагог – это призвание!

В День учителя в пресс-центре «Спутник Южная Осетия» прошла пресс-конференция с участием народных и заслуженных учителей Южной Осетии. Известные педагоги, имеющие богатый опыт работы – преподаватель русского языка и литературы школы №5 Роза Валиева, директор школы №5 Аза Бестаева и директор школы №6 Людмила Александрова рассказали журналистам о своих первых уроках, любви к детям, особенностях советской системы образования, современных школьниках и многом другом.

 С особым трепетом учителя рассказали о первых проведенных уроках. Аза Бестаева вспоминает, что свою педагогическую деятельность она начала с октября 1974 года. По ее словам, педагог должен, в первую очередь, любить детей.  «Первый урок я провела в 7-й школе, когда проходила практику. Помню, как хорошо готовилась и очень сильно переживала. Но от проведенного урока я получила истинное удовольствие. Учителя, которые работали в этой школе, потом сказали мне, что я провела урок на уровне преподавателя с 15-летним стажем».

Свой первый урок Роза Валиева, провела в Дзауской средней школе. Молодому педагогу тогда было 23 года. По ее словам, раньше были другие времена, молодежь никто не спрашивал, хотят они работать в школе или нет. Всех посылали по направлению. «В то время необходимо было получить опыт и в селе. Я могу сказать, что Дзау – моя первая любовь. Зайдя тогда в 11 класс на свой первый урок, и увидев таких взрослых людей, я подумала, что работать будет нелегко. Однако, все было наоборот. С ними настолько приятно было работать, что может быть именно они стали причиной того, что до сих пор остаюсь в педагогических рядах нашей республики», – вспоминает она.

По мнению Р. Валиевой педагог – это призвание. Но учитель должен любить детей. Она отметила, что есть очень много образованных педагогов, но они детей не любят, и это очень плохо. «Великое искусство – любить и понимать ребенка. Надо не только давать образование своим ученикам, но и уделять большое внимание их нравственному воспитанию», – считает Р. Валиева.

Людмила Александрова начала свою педагогическую деятельность очень интересно, хотя первый свой урок, как она призналась, не помнит. Работать она начала в 17 лет педагогом фортепиано в музыкальной школе. Позже она, будучи студенткой, попала в математический класс школы №6. По ее словам, это был приятный опыт, поскольку дети были очень хорошо развиты, у них были хорошие математические способности, и работать с ними было легко. Сразу после окончания института молодой педагог начала работать в колонии для малолетних преступников и проработала там 23 года. «Там дети были с очень большим разрывом в интеллектуальном развитии, из неблагополучных семей. Многие из них в 15 лет не умели ни читать, ни писать. Это были очень ранимые дети, и их душевная уязвимость зашкаливала. Как только они чувствовали доброту, они отдавали ее сторицей. Именно за это я их очень любила. С каждым надо было говорить на своем языке, то есть одних надо было научить читать, а других – научить любить людей. В них сидела агрессия и ненависть ко всему человечеству», – рассказала директор школы №6.

По мнению учителей, какими бы блестящими знаниями не обладал педагог, он должен готовиться к каждому уроку. Аза Бестаева считает, что даже опытному учителю нужно постоянно работать над собой. «С каждым годом программы и учебники меняются, поэтому сколько бы ты не знал, работать над собой надо. Без подготовки никак нельзя проводить урок. Надо уметь совмещать практические знания с теоретическими. Многие педагоги этого не любят, они надеяться на свои знания, но какие бы знания не были, к каждому ученику надо находить индивидуальный подход. Надо их заинтересовать, иначе они педагога слушать не станут», – подчеркнула она.

Людмила Александрова убеждена, что непродуманный урок не может быть эффективным. По ее словам, перед каждым уроком она думает не о том, что расскажет детям, а как она сможет подать новый материал так, чтобы заинтересовать их.

Сравнивая советскую и современную системы образования, педагоги отметили, что в каждой из них есть свои «плюсы» и «минусы», но в обеих системах все решает личность педагога.

По мнению Азы Бестаевой, учебники в советское время были составлены на более доступном языке и легко усваивались детьми. «Сегодня появилось большое количество новых авторов, из которых сложно выбрать. Даже книга, переизданная через несколько лет, настолько отличается от прежнего варианта, что их зачастую невозможно сравнить», – подчеркнула она.

 Роза Валиева отметила, что раньше педагоги пользовались особым почетом, чего нельзя сказать о сегодняшнем отношении к учителям. По ее словам, зачастую стирается грань между школьником и педагогом, особенно молодыми специалистами. По ее словам, именно поэтому сегодня много времени уходит на воспитание детей. Р. Валиева считает, что совместная работа школы и семьи имеет большое значение.

Далее педагоги затронули вопрос современных гаджетов. По мнению сегодняшних учителей, современные дети, рожденные в мире Интернета, очень развиты, они более любознательные и живые, но у них проблемы с памятью, на что в большей степени влияют именно современные технологии.

 «Нынешние дети – это дети гаджетов. Уже с полутора лет они на «ты» с телефонами и компьютерами. Это большой плюс. Но чрезмерное использование гаджетов ведет к ухудшению их памяти», – отметила Л. Александрова.

По мнения педагогов, общее развитие, к примеру, шестилетнего ребенка сегодня и несколько десятков лет назад сравнить невозможно, но раньше дети запоминали все быстро и прочно, чего нельзя сказать сейчас.

А. КАСАЕВА