Люди между собой и ладят и не ладят, но можно ли сделать так, чтобы все угождали одному? Каждому что-то нравится, а что-то не нравится, но может ли быть так, чтобы всем нравилось то, что нравится одному? Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы – вот простой способ учиться мудрости в этом мире.
Хун Цзычэн
Каждый из нас, просыпаясь утром, хотя бы иногда недовольно морщится от одной мысли, что надо идти на работу. Куда угодно, только не туда! Причем, это не всегда бывает следствием недосыпания или обычной лени.
Большую часть времени мы проводим на работе. А в зимнее время это весь световой день. Получается, что домой мы приходим лишь поесть и поспать, чтобы утром, как говорится, снова в строй. А на работе у всех по-разному: мы с кем-то дружим, нам интересно общаться, делать общее дело, а от других так и хочется держаться подальше, хотя, по большому счету, они нам ничего плохого не сделали.
И причина не в том, что кто-то хороший, а кто-то – плохой, поскольку каждый человек – это личность, со своими плюсами и минусами. Все дело в психологической несовместимости в коллективе, и данная проблема в настоящее время является актуальной. Нередки случаи, когда человек предпочитает хороший коллектив большой зарплате. Для многих спокойствие на работе и положительные эмоциональные контакты с коллегами оказываются важнее. Человеку должно быть комфортно находиться среди своих коллег. Тогда и желание трудиться не показное, и результаты в работе требуемого уровня. Но когда отношения в коллективе напряженные, это отражается не только на психологическом состоянии людей, но и на физическом.
У нас в Южной Осетии народ уставший, и усталость эта патологическая, копившаяся долгими годами, наполненными страхом за своих родных, неопределенным будущим, перманентными боевыми действиями, тяжелыми бытовыми условиями и т.д.
И когда мы приходим на работу, нам уже не хочется никаких выяснений отношений, никаких ссор и интриг, а хочется спокойно отработать свой рабочий день, сделать качественно свою работу и уйти домой. Однако, к большому сожалению, это не всегда удается.
Специфика нашей жизни такова, что, в отличие от Запада, мы не можем позволить себе такую роскошь, как смена работы, хотя бы раз в пять лет чтобы, как говорится, не зарабатываться, а долгие десятилетия (иногда всю жизнь) ходим на одну и ту же работу одной и той же дорогой. А людей с подобной биографией за последние два с лишним десятилетия можно привести множество.
За годы совместной работы люди становятся почти родными, им известно обо всех семейных проблемах друг друга, они ходят друг к другу в гости, вместе отмечают праздники и т.д.
Недавно наш коллектив потерял одну из своих сотрудниц, и это горе болью отозвалось в сердце каждого из нас. Ведь она более тридцати лет была рядом с нами, ее присутствие было настолько естественным, что мы до сих пор не можем смириться с ее уходом. Получается, что нам было комфортно находиться рядом с ней, иначе не было бы так больно. А все почему? Во-первых, была она человеком неконфликтным, доброжелательным, улыбчивым, с мягким голосом. С ней было легко и просто. Во-вторых, и это главное, она была членом нашей редакционной семьи, по сути, родным человеком. Сейчас, когда ее больше нет, думается, что каждый из нас задает себе мысленно вопрос: а не обидел ли ее когда-нибудь словом или поступком, а достаточно ли помог ей, когда она страдала от болезни? Получается, что в глубине души мы все относимся друг к другу по-доброму, только не всегда это можем или хотим проявить.
Понятно, что полное отсутствие конфликтов внутри коллектива – условие невозможное. На работе распространенная конфликтная ситуация – это неопределенность и неясность в обязанностях и ответственности. Бывают ситуации, когда два опытных, нужных коллективу специалиста никак не могут поладить друг с другом.
И никакие увещевания не имеют воздействия. Тут налицо острая психологическая несовместимость. Поэтому для сохранения благоприятного психологического климата нужно правильно выходить из конфликтной ситуации, ведь люди никогда не бывают ни безмерно хорошими, ни безмерно плохими. Особое значение в урегулировании конфликтов играет руководитель и его стиль управления. Так как если проблемы несовместимости налицо, необходима инициатива сверху. Заметив столкновения, руководство не должно устраняться от решения, полагаясь на зрелость сотрудников. Не стоит забывать, что ответственность за любые конфликтные ситуации в итоге всегда несет начальник. Хороший руководитель должен через совместное обсуждение быстро найти правильный выход из положения. И не зря во всем цивилизованном мире практикуется собеседование перед принятием на работу, где учитываются не только профессиональные качества, но и степень совместимости кандидата на должность с уже сформировавшимся коллективом. Но у нас пока этой практики нет, а потому будем терпимее и добрее друг к другу. Удачи!
Д.САЛАМОВА