Отрезанная от дома Восточная Осетия: вернуть нельзя забыть…

На последнем раунде Женевских дискуссий по безопасности, югоосетинская сторона обратила внимание на угрозу сохранности осетинских историко-культурных памятников, на находящихся под контролем Грузии территориях Восточной Осетии, куда не допускается изгнанное осетинское население. Радует, что данный вопрос актуализирован и в официальном сообщении югоосетинской стороны по итогам дискуссий, эти территории названы в соответствии с историей и требующей расконсервации реальностью – территории Восточной Осетии, находящиеся под контролем Грузии. Вопрос сохранности осетинских памятников слабо разрабатывается в Северной и Южной Осетии. В противовес надуманным обвинениям Грузии о, якобы, разрушении «грузинских» памятников в Южной Осетии (тем более, что сопредседатель дискуссий от ЕС Филипп Лефор в ходе осмотра памятников в селе Мугут, в интервью признал, – памятники никто не разрушает), он нуждается в актуализации. Как и вопрос принадлежности Восточной Осетии! Ведь за пределами национальной территории Осетии остались ее исконные части.

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

Тот факт, что эти территории исконно осетинские – бесспорный. В отличие от Грузии, присваивающей территории окружающих ее стран на выдуманных основаниях, Южная и Северная Осетии оперируют подлинными свидетельствами. Территория Восточной Осетии является одним из древнейших регионов формирования и расселения осетин. Трусовское, Дарьяльское, Кудское ущелья и Кобийская котловина были восточным форпостом Осетии. Ныне эти территории входят в Казбегский район Грузии. Локализация и пребывание сармато-аланских племен – осетин на этих землях отмечается еще свидетельствами авторов античности – Геродота, Страбона, Плиния, Клавдия Птолемея.

Российские и зарубежные путешественники и исследователи, с древнейших времен и до установления советской власти, в путевых заметках отмечали, что на этих землях живут осетины. Это Артемий Аратский, путешественник Гюльденштедт, профессор Борис Скитский, русский генерал С. Тучков и др. К примеру, для передвижения военной части через Кавказский хребет в 1801 г. Тучков привлек на помощь 800 осетин ущелья. Добравшись до Ананур, Тучков пишет, что именно здесь он попадает в пределы Грузии. А Гюльденштедт насчитал в 70-х годах XVIII века в верховьях Терека 300 осетинских семейств и 400 в Трусовском ущелье.

Как пишет историк Борис Калоев, Трусовское ущелье заселено аланами-осетинами задолго до монгольского нашествия. Подтверждением служат памятники средневековья, аланские кладбища (села Берозтикау, Абана, Шуатис), подземные склепы (село Реш), что признают и грузинские источники. Это и сирийско-несторианская надпись, найденная в 1957 г. на древнем кладбище у р. Шуатишидон Трусовского ущелья. Надпись, составленная на иронском наречии, датируется 1326 г. Это и предметы Кобанской культуры, найденные у сел Казбеги и Ухат. Кроме того, историкам известны племена, жившие на Кавказе в 16-14 веках до н.э., носящие имя «тырсы». Что соответствует осетинскому названию ущелья – Тырсыгом, с которым связано много древних сказаний и преданий, подтверждающих автохтонность осетин на этих территориях. Например, древнее «Предание рода Бурдули» пишет, что осетины Трусовского ущелья в старину часто нападали на соседнюю с Осетией грузинскую Мтиулетию.

Пребывание осетин в Восточной Осетии с древнейших времен доказывается осетинской топонимикой и сотнями башен, склепов, древних святилищ. Там находится очаг зарождения трех осетинских обществ и одна из святынь Осетии – святилище Таранджелос. Но и этому грузинская наука нашла «объяснение». Грузинские ученые в бессильных потугах опровергнуть явный факт автохтонности осетин, договорились до абсурда, будто памятники строили пастухи-осетины, перегонявшие скот из Юга и Севера Осетии в Грузию. Вся топонимика Восточной Осетии имеет осетинское происхождение: реки, горы, ущелья, села. Даже Дарьяльское ущелье называлось Арвы-ком. И нет древних грузинских памятников археологии, нет доказательств пребывания на этих территориях грузин в прошлом. В Восточную Осетию грузин стали массово селить после установления советской власти в Грузии, чтобы разбавить осетинское население.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Кобийская котловина, Арвы-ком, Тырсыгом и Кудыком были частью Осетии на момент вхождения в состав Российской империи. Лишь в начале XX века они вошли в Казбегский район Грузинской ССР. Тут нелишне вспомнить известное постановление Ревкома Южной Осетии от 1920 г. – «власть от Она до Душета принадлежит Ревкому Южной Осетии». В книге «Отчий край. Трусовское ущелье, Кудское ущелье, Кобийская котловина», (А.Бациев и Т.Кокайты) приводятся официальные документы, говорящие о вхождении этих территорий в состав Южной Осетии и после революции. В частности, документ от 17 ноября 1919 г: «Прошение Илико Гудиева, Дзабо Коцаева и Хаматхана Берозова в Совет при Правителе Осетии Уполномоченника Кобийско-Трусовского района Южной Осетии».

А Меморандум трудовой Юж-ной Осетии от 28 мая 1920 г., направленный партийным органам Советской России, подписан районными комитетами Юго-Осетинской организации РКП. Среди подписантов – Н.Макаев, Н.Гадиев, С.Булацев от Кобийско-Трусовского комитета. Более того, в документах об административном делении Южной Осетии в число 20 районных и сельских объединений входил и Кобийский район.

Зная древность и непрерывность пребывания осетин на этих землях, власти Грузии выдавливали осетин, захватывали территорию, уничтожали материальную культуру. В результате карательных экспедиций Грузии многочисленное осетинское население сократилось, значительную часть выселили в Кахетию и другие районы Грузии. Карательные акции против Тырсыгом предприняли цари Давид VIII и Георгий с 1293 по 1346 годы, «разорив много ущелий, разрушили все крепости от Трусо до Ачабети». Согласно документам, при царе Ираклии I «в Трусо взяли сорок башен и сожгли». Аналогичную акцию совершил царевич Леван в 1776 г.

Грузия пыталась отхватить и другие осетинские земли. Как пишет газета «Кермен» от 28 мая 1920 г., во дворе Осетинской церкви 23 мая 1920 г. на собрании жителей Осетинской слободки выражался протест против попыток меньшевистской Грузии включить в состав Грузии Мамисонский, Тибский, Зарамагский, Нарский, Зругский и Закинский приходы. Случись подобное, Южная Осетия оказалась бы окруженной Грузией со всех сторон.

Осенью 1921 г. был подготовлен проект создания Юго-Осетинской Советской Социалистической Республики со всеми территориями исторической Осетии, но он не был осуществлен. Более того, три ущелья и Кобийская котловина, вопреки воле народа и руководства Южной Осетии, в 1922 году распоряжением Кремлевских грузин были изъяты из Южной Осетии и переданы Казбегскому району. После депортации ингушей в 1944 г., часть осетин Восточной Осетии переселили на их место. С реабилитацией ингушей, осетин «попросили на выход», но власти ГССР не приняли осетин в родных местах Восточной Осетии, и их расселили в Северной Осетии.

Весь советский период в ГССР осуществлялась дискриминация осетин Восточной Осетии. Соседние с осетинскими селами – села Казбегского и Душетского районов процветали, а для осетин не было создано минимальной инфраструктуры. Политику грузинских властей – досоветских, советских и постсоветских, в отношении осетин характеризуют цифры. В 1886 г. в Казбегском районе жило более 17 тысяч осетин. В 1897 г. – уже 14 тысяч 523. В 1926 г. численность осетин района составила 8326 человек. В 1939 г. – 8000. По данным переписи 1989 г. в Восточной Осетии осталось 4969 осетина. А по данным 2002 г. только в Казбегском районе осталось 189 осетина. Налицо значительное сокращение осетинского населения в Грузии.

ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

С обретением независимости Грузия продолжила дискриминационную политику осетин Восточной Осетии. Переломным моментом стал август 2008 г. Грузия перешла к бандитским мерам. Против осетин применили знакомый инструментарий – запугивания, угрозы, грабеж имущества, давление с целью заставить продать дома за бесценок и др., т.е. создание условий с целью покинуть родные места. И эту задачу Грузия выполнила.

Объявив для жителей Северного Кавказа безвизовый режим посещения Грузии, власти Грузии сделали персонами нон-грата выходцев и уроженцев Казбегского района, проживающих и временно находящихся в РСО-Алания, запретив им посещать родные места. Им создают препятствия для возвращения на историческую родину и форсируют деструктивные процессы, направленные на выдавливание осетин. Во въезде в Грузию на грузинском КПП «Дариали» даже отказали 80-летнему Шамилю Дзантиеву, отцу мэра Владикавказа Сергея Дзантиева. Это не замедлило вызвать реакцию российской дипломатии.

Российский МИД дал жесткую оценку действиям Грузии.

«Именно на жителей приграничья, уроженцев Казбегского района осетин по национальности, и нацелены запретительные меры властей Грузии. В КПП «Казбеги» создана база данных на эту категорию лиц и их родственников. Въезд в Грузию им запрещен, что является откровенной дискриминацией. Факты откровенной дискриминации осетин вновь подтверждают: красивые лозунги «общекавказской дружбы» – лишь лицемерное прикрытие провокационной и по-прежнему шовинистической политики Тбилиси» – заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. А в статье «Казбегский вопрос» осетинский политик Арсен Фадзаев заявил: «Россия не должна терять эту осетинскую территорию, незаконно включенную в состав Грузии и имеющую важное геополитическое и военно-стратегическое значение».

ВРЕМЯ БИТЬ В НАБАТ

Неприкрытая дискриминация побудила осетин Восточной Осетии объединиться в общественную организацию «Дарьял», ставящую конкретные цели – привлечение внимания международной общественности к проблемам осетин и нарушению их конституционных прав, сохранение осетинских памятников истории и архитектуры, ведь грузинские власти усердно стараются выкорчевать осетинскую топонимику, заменив ее на грузинскую.

«Дарьял» обратился к организации «Стыр Ныхас», ведущей документирование осетинских святилищ и составляет карты их мест, с просьбой не забыть святилища Восточной Осетии. Осетины Казбегского района обратились в ООН, ЕС, Совет Европы и другие международные структуры о помощи в праве на свободное передвижение к местам своего проживания, на владение и управление своим имуществом и земельными угодьями. Но международные структуры глухи к просьбам осетин и стали адвокатами грузинской стороны.

Более того, в обществе «Дарьял» задаются резонным вопросом – для чего в пустом регионе строятся четыре крупных ГЭС, коль скоро население Казбегского района сокращается? Кто будет потребителем электроэнергии? На фоне выдавливания осетин из Восточной Осетии, и сокращения общей численности района (в 2002 г. в Казбегском районе жило 5261 человека, а в 2015 г. по оценкам грузинских экспертов – меньше 4700) «Дарьял» резонно считает – эта территория будет отдана для баз НАТО. Это предположение не лишено смысла, коль скоро основным инвестором строительства ГЭС, на которые выделены сотни миллионов долларов, является США.

Грузия всячески противится возвращению осетин в Восточную Осетию. После событий августа 2008 г., грузинские эксперты, десятилетиями живущие в плену мифов и легенд о российской угрозе, прогнозировали осложнение ситуации в Казбеги и Душети. Эксперты испугались «новой волны российской оккупации». По их мнению, из Ленингора в Душети войдет группа осетин. Если их возвращению будут чинить препятствия, из лесов, – пугали всех эксперты, – немедленно выйдет 58 армия и присоединит эти районы к Южной и Северной Осетии. Вопрос свободного посещения родных сел и святилищ, возвращения осетин для постоянного проживания надо вынести на повестку дня, в т.ч. Женевских дискуссий. Это грубое нарушение основополагающих прав человека, признанных прав на свободу передвижения и проживания. Политика Грузии по отношению к национальным меньшинствам, в частности, осетинам, численность которых стремительно сокращается, не меняется столетиями. Выдавливание осетин из Казбегского и Душетского районов приведет к полному и умышленному уничтожению осетинских памятников истории и культуры. Тем самым, Грузия сотрет все следы проживания осетин на исторической родине и Восточная Осетия останется лишь в нашей памяти.

Сармат КОЗАЕВ