Пост – это церковная традиция, соблюдение определенных правил в образе жизни, поведении, еде, а также приведение в порядок духовное состояние, считает Благочинный церквей Аланской Епархии отец Иаков (Хетагуров).
Петров пост – один из четырех многодневных постов. Он готовит христиан ко дню памяти святых апостолов Петра и Павла и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру.
Говоря об этом посте, надо отметить, что каждый год его продолжительность бывает разной и зависит от того, на какой день пришлась Пасха Христова. Однозначно одно – Петров пост начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы. В этом году Петров пост начался 12 июня и продлится месяц. Заканчивается Апостольский пост всегда 12 июля, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Апостольский пост по сравнению с другими не такой строгий. Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Проявить солидарность с Господом
Пост – это один из способов формирования правильной личности в рамках христианского, божественного закона. И это очень важно. Человек постящийся начинает самодисциплинироваться, у него выработается сила воли.
Для православных христиан, по словам отца Иакова, церковь установила посты – многодневные и однодневные.
«В среду и пятницу нужно соблюдать пост круглый год, за исключением трех недель. В среду Иуда предал Господа, а в пятницу его незаконно осудили и вечером того же дня распяли. В эти дни мы своим постом проявляем солидарность с Господом, сопереживаем ему и сдерживаем собственную волю, ограничивая себя в определенных вещах.
Рождественский и Великий посты посвящены Господу Богу. А вот в Успенский пост православные почитают Божью матерь. Что касается летнего поста – Петра и Павла, то он выработался и был внесен в церковный календарь относительно позже других», – рассказал священник.
Человек создан по образу и подобию Божию: первое – человек был бессмертен и стал смертным только после грехопадения, второе – это способность к творчеству, и третье – это свободная воля. Пост и свободная воля человека очень тесно связаны между собой.
«Бог всесилен. Он может уничтожить человечество, может создать другую вселенную, например, и т.д. Мир, где мы живем, тоже божественное создание. И Бог знает свое всесилие. Так что же его сдерживает от совершения зла, – задался вопросом священник. – Ответ один – это закон, называемый любовью, а Господь Бог и есть любовь. Дав людям свободную волю, он дал еще и формулу для ее сохранения. Если мы будем исполнять заповеди Божьи – возлюби Бога своего больше всего и возлюби ближнего своего как самого себя, – то именно этот закон не даст нашей свободной воле измениться в худшую сторону. Ведь ты не отрежешь руку человеку, которого любишь. Мы не хотим принести людям, которых любим, горе или зло».
В этом деле пост – это тоже одна из форм ограничения собственной воли. Все находится в руках человека, он может не поесть, может больше помолиться и т.д. Пост как соблюдение своей свободной воли в рамках закона Божьего – это как для человек тренировка, как воспитание собственной силы духа в рамках добра и любви. Это один из инструментов создания себя как человека божественного.
«В раю никто не постился, потому что там не было надобности. Пост, как ограничение своей воли, появился после грехопадения как один из методов собственного воспитания – духовного подъема, духовного развития. Когда человек начинает владеть собственной волей в разных направлениях, то он становится сильнее. Ведь мы всегда восхищаемся людьми сильной воли, например, поступком летчика Алексея Маресьева, самолет которого был подбит немцами и ему пришлось ползти со сломанными ногами, не сломался духовно и выжил. Он проявил настоящую силу воли», – считает священник.
Истоки начала поста
Как говорит отец Иаков, пост человечеству дал сам Господь Иисус Христос, когда он 40 дней в пустыне молился и постился. Это было прообразом Великого поста.
«Но справедливости ради надо сказать, что и в дохристианское время, согласно данным книги Пророка Ионы, существовал пост. Господь послал Пророка Иона образумить жителей города Ниневия, которые начали нарушать Божьи законы. Он не хотел наказывать их, и решил предупредить, чтобы они прекратили беззаконие. Пророк передал им слово Божье, что покаяние их в посте. Царь Ниневии сказал, что три дня они все будут поститься, даже скот. Так и случилось, и Господь помиловал Ниневию», – рассказал он.
Еще один известный факт о существовании поста в дохристианском периоде – это пост аскетов. Кстати, апостол Иаков и сам Иоанн Креститель Предтеча, которые были зилотами (монахами), постились всю жизнь.
«Они отказались от семейной жизни, жили в пещерах, не пили вина, не вкушали мясную пищу и т.д. Пост существует почти всю историю человечества», – отметил отец Иаков.
Самовоспитание и христианское совершенствование
Что касается поста в жизни осетин, то, как заметил священник, часть осетин всегда были исконными христианами, особенно в Южной Осетии. Поколение, которое родилось на пороге XIX – XX веков и вплоть до 20-х годов, сохраняла тенденцию поста. Даже есть конкретные истории. «Например, житель Чеселтского ущелья Сослан Тигиев рассказывал, как они готовились к Великому посту. По его словам, он хорошо помнит, что неделю перед постом сельчане ходили друг к другу в гости, пекли пироги и насильно заставляли вкушать масло. И в ночь на понедельник в доме не должно было быть ничего жирного.
Сослан подчеркнул очень интересную деталь касательно поста. Он говорил, что всегда постились очень строго, и единственным послаблением для детей было то, что им изредка разрешали помакать хлеб в сырном рассоле», – рассказал священник.
Самовоспитание, христианское самосовершенствование в пост является очень важным. Отец Иаков напомнил, что мало кто знает, что христиане постятся и в радости, в благодарность Господу. Есть и другие варианты поста, например, человек увеличивает количество ежедневных молитв, или же ограничивает себя в еде и развлекательных мероприятий.
«Кстати, таинство браковенчания не совершаются во время поста, и даже за неделю до начала поста. Лучше венчаться после поста, и поэтому традиция браковенчания на Красную горку сохранилась по сей день. Во время поста священники всегда советуют жениху и невесте подготовиться к венчанию, соблюдать пост перед началом семейной жизни и тем самым показать Господу свою любовь, подготовиться к исповеди, причаститься и с чистыми душами совершить таинство браковенчания. А вот обручиться можно и в период поста», – подчеркнул священник.
Факты соблюдения поста у осетин ярко прослеживаются и в некоторых обрядах. Например, когда человек умирал, то на хсæвæр готовили только постную пищу.
«Это можно было наблюдать 10-15 лет назад. А еще ранее не хоронили в понедельник, среду, пятницу. Сегодня все немного изменилось, к сожалению, не в лучшую сторону. Люди отходят от законов Божьих, и это не есть хорошо.
Даже в советское время, люди, не зная смыла православия, все же сохраняли христианское понимание обрядов. Об этом свидетельствуют многочисленные факты и реальные истории из рассказов старшего поколения», – пояснил он.
Факты из истории
Установление Петрова поста относится к самым ранним временам православной церкви. Первое упоминание о нем встречается в «Апостольском предании», написанном святым Ипполитом Римским в III веке. Однако тогда он еще не был связан с апостолами Петром и Павлом и назывался в народе постом Пятидесятницы, поскольку следовал за этим праздником.
Первый Папа Римский, святой Лев Великий также писал: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований».
Позже в Константинополе и Риме, который раньше тоже был православным, были построены храмы во имя Петра и Павла. 29 июня (12 июля по новому стилю), в день памяти апостолов, константинопольский храм освятили — с тех пор этот день стал важной датой для всех христиан, а у верующих утвердился обычай готовиться к празднику постом и молитвой.
То есть сейчас Петров пост считается приготовлением к Дню памяти святых апостолов Петра и Павла и временем, когда человек может приобщиться к Богу.
А. ДЖИОТЫ