Главный редактор Андрей Кочиев рассказал об истории печатного издания и актуальных вопросах журналистики
– Андрей Алверович, газете «Республика» 30 лет… Как появилась идея создания газеты «Молодежь Осетии», предшественницы «Республики»? Кто был инициатором проекта?
– Началось все со спортивной газеты «Гол». Я с детства являюсь поклонником спорта, в частности футбола, занимался статистикой, и мною было задумано учредить спортивное издание на юге Осетии, тем более, что республика у нас спортивная, всегда славилась своими атлетами. Первый номер вышел в январе 1995 г., все финансовые издержки взял на себя мой отец, который поддержал меня в этом начинании. Деньги по тем временам были немалые, поэтому с идеей продолжения выхода такого издания я обратился к главе государства того периода, председателю Верховного совета РЮО Людвигу Чибирову. Выслушав меня, Людвиг Алек-сеевич предложил не ограничиваться спортивной тематикой, а сделать газету молодежно-спор-тивной. Так появилась первая направленность будущего издания, которое скоро вышло и из этих рамок, значительно расширив свою читательскую аудиторию, став, по сути, общественно-политическим СМИ. «Гол» же со временем стал приложением к газете.
Первоначально штат издания составлял всего три единицы, и выходила газета два раза в месяц. Но с годами, как крепла наша страна, появились и новые возможности, газета стала еженедельником, а штат сотрудников на сегодня составляет двенадцать человек, вместе с техническими работниками. А свое название с «Молодежь Осетии» на «Республику» газета сменила в сентябре 2005 г., аккурат к пятнадцатилетию празднования Дня Республики.
– «Республика» является одним из популярных СМИ в Южной Осетии. Как Вы удерживаете интерес читателя?
– Тут за ответом, наверное, логичнее обратиться к читателям. Но могу сказать, что еще в далеком 95-м нам говорили, что сама подача материалов отличала «Молодежку» от других СМИ. Так направленность газеты известна – политика, аналитика, героизм народа, памятные даты, культура, история, спорт, обычаи и традиции предков. Во главу угла мы всегда ставим национальную составляющую. Сюда относятся вопросы признания геноцида осетинского народа 1920 г., проблемы национальных территорий – Тырсыгом, Коб, Кудыком, продолжающийся сбор информации о ветеранах ВОВ и многие другие актуальные вопросы.
Другая основополагающая причина – это наши авторы. В «Республике» всегда работали прекрасные журналисты: Батрадз Харебов, Роберт Кулумбегов, Инга Кочиева, Фатима Турманова, Рада Дзагоева, Инал Плиев, Елина Бязрова, Элина Бестаева, Карина Гаглоева, Рена Козаева, Фатима Плиева… Была и есть целая плеяда ярких молодых кадров. Немало знаковых имен и среди внештатных авторов. Кроме того, «Республика» всегда пыталась идти в ногу со временем. Скажем, именно «Молодежка» впервые в республике стала использовать компьютерную верстку газеты. Года на три раньше, чем наши центральные газеты. Первой из СМИ РЮО обзавелась своим интернет-сайтом. Первой стала выходить в цвете. Выпускала различные тематические приложения – от детских до этнографических (в позапрошлом году, к примеру, попытались реанимировать выход районной газеты «Дзау»). Вообще, кабинетные стены всегда стесняли энтузиазм собравшегося здесь коллектива. Поэтому мы были зачинателями и во многих вопросах общегосударственной направленности, начиная, скажем, от организации первого в республике первенства по игре КВН, первых чемпионатов страны по футболу и баскетболу до возвращения общепринятого названия «Алания» нашей страны. Это инициатива «Республики», в итоге вылилась в проведение референдума. Подобных примеров можно привести еще немало и, отвечая на Ваш вопрос, возможно, все это вкупе также влияло на интерес читателей к нашему изданию. За что мы им очень благодарны. Значит, мы думаем и мыслим по многим вопросам одинаково.
– Как СМИ должны выстраивать работу с органами власти? Сталкивается ли редакция с информационной закрытостью?
– В республике все СМИ государственные, что, конечно, в определенной степени отражается на работе. За минувшие годы многое бывало. Не раз публикации в газете, в которых был показан наш взгляд на какую-либо проблему, становились поводом для «разбора полетов» в высоких правительственных кабинетах. При этом выводы порой делались парадоксальные. Но руководство страны понимало, что нами всегда движет искренняя любовь к Родине и объективность, а не внутриполитические моменты. Последнее, к сожалению, за все минувшие годы было возведено у нас в ранг первостепенной важности.
Что же касается информационной закрытости представителей органов власти, то она, безусловно, присутствует. С этим сталкиваются, думается, все. При этом некоторые чиновники просто робеют перед диктофоном или в особенности перед камерой. В нашем случае вопрос решается просто. При возможности, мы, конечно, можем немного отсрочить интервью, в противном же случае говорим прямо, что так и напишем – об его отказе. В итоге за все годы комментарий с отказом пришлось писать пока лишь однажды.
– Печатные СМИ уходят в тень информагентств, интернет-ресурсов и соцсетей – твердое убеждение большинства и читателей, и журналистов. Каково Ваше мнение по этому поводу?
– Появление за последние десятилетия новых информационных площадок в виде информагентств, соцсетей, влияет на это. И в первую очередь благодаря своей доступности и оперативности. Прогресс не стоит на месте. От этого никуда не деться. Но, думаю, каждому свое. При подобных вопросах часто приводят в пример сопоставления театра и телевидения, когда при появлении ТВ театр как бы ушел на второй план. Но еще раз повторю, каждому свое. При этом чтение газет и журналов в какой-то момент может стать этаким элитарным занятием. Однако многое будет зависеть от самих печатных изданий, оригинальности материалов, особого взгляда, подачи. Чего не будет в тех же соцсетях.
– Насколько сегодня общественное мнение в республике формируют соцсети, в том числе позиционирующие себя как оппозиционные ресурсы? Не считаете ли Вы, что если анализировать некоторые контенты, можно прийти к убеждению, что они зачастую не только дискредитируют власть, но и государственность и имидж Республики?
– Безусловно, соцсети влияют. Другое дело, что само общество у нас изменилось не в лучшую сторону. И зачастую контент соцсетей – это отражение общества. Ведь, чего скрывать, за последние десятилетия в обществе появился запрос, скажем так, «на грязь», к сожалению. Очернить любого у нас уже ничего не стоит. Или же некоторые могут выдать неверную информацию, время спустя сказать, что ошиблись, но осадок в любом случае останется. Примеров множество. О дискредитации имиджа республики в таких случаях никто не думает, преследуются иные цели. В то же время есть ресурсы, которые культурно поднимают злободневные вопросы, указывают на проблемы, и это положительный момент. Что делать с грязью? Тут каждый должен сам фильтровать.
– Каждое СМИ в своей деятельности учитывает интересы читателей, анализирует востребованность контента. Какая аудитория у газеты? Как Вы взаимодействуете с потребителями информационной продукции?
– Во время подписной кампании мы используем лозунг «Газета «Республика» – газета, которую читают по всей стране». Надеемся, что каждый житель республики находит для себя в газете что-то интересное. По крайней мере, мы стараемся. Поэтому и материалы в газете разной направленности – от аналитики до спорта. С этого года в каждом номере уже на постоянной основе публикуется детская страничка, чтобы воспитывать интерес к газете молодого поколения. К тому же дети, возможно, решают здесь задачки вместе с родителями, что несет уже другой положительный момент. Читатели периодически нам звонят, приходят с разными вопросами, приносят фотографии своих отцов или дедов – участников ВОВ, т.е. контакт есть. Да и сам тираж газеты говорит о том, что мы правильно чувствуем читателя.
– В редакции газеты «Республика» появились новые лица. Как Вы привлекаете молодежь, по каким критериям отбираете журналистов?
– В газете периодически появляются новые лица, другое дело, что труд журналиста не относится к высокооплачиваемым. А потому вырастить журналиста сложно. Те, кто сейчас работают в сфере СМИ, попросту любят свою профессию, преданы ей. При этом перейдя на другую работу, они не потеряются. И таких примеров немало. Ведь журналист по своей сути штучный товар. Это профессионал, который должен разбираться во многих направлениях, а потому работу он сможет найти в любом министерстве. При этом далеко не каждый работник министерства сможет стать журналистом… На сегодня из молодежи в газете «Республика» работают Александра Цховребова, Элина Багаева, Залина Кулумбегова. Свяжут ли они дальнейшую жизнь с журналистикой, я не знаю, причину уже назвал, но перспективы у них хорошие и они уже заявили о себе на нашем медиа-поле. Касаемо критериев, главное – чтобы было желание и имелся слог, остальное практика. Несколько лет назад я предлагал, чтобы на журфаке несколько перестроили обучение. Из пяти лет первые два – теория с выбором направления работы в СМИ, а оставшиеся три – практика. Без практики ты не научишь журналиста писать. Это как нельзя выучить математику без решения примеров.
Что касается газеты «Республика», то, признаться, сложно осознавать, что с первого выхода газеты уже прошло 30 лет. Официальное празднование редакция решила перенести на осень. Тут мы, конечно, надеемся на помощь Комитета информации и печати и руководства страны. Планируем издать книгу, из которой вы узнаете о немалом вкладе коллектива малой «Республики» в жизнь Республики большой. Некоторые моменты для многих окажутся откровением, а рассказать нам есть что – много начинаний рождалось в стенах редакции. И это была хорошая история, которая, надеюсь, будет иметь продолжение.
М. БЯЗРОВА