От «Ирон газет» до «Хурзæрина»

23 июля в Республике традиционно отмечается День национальных средств массовой информации. В такой же день в далеком 1906 году вышла в свет первая осетиноязычная газета «Ирон газет».

Но сегодня к этой дате прибавляется еще одна. В 2014 году югоосетинская газета «Хурзæрин» отмечает свой 90-летний юбилей.

Предпосылки появления газеты в Южной Осетии

Возникновение профессиональной периодической печати в Осетии обусловлено проникновением русского революционного движения на кавказский юг. Готовые к восприятию революционных идей, осетины испытывали потребность в доступной информации из центра. Однако ни в грузинском, ни в русском осетинские массы не были сильны. Остро встал вопрос об издании собственной легальной осетинской газеты.

По совершенно объективным причинам впервые такая газета появилась в северной части Осетии, в ее столице – городе Дзауджикау (Владикавказ – ред.). Произошло это 23 июля в 1906 году на волне первой русской революции. Газета была названа своими основателями, известным поэтом Цомаком Гадиевым и редактором Асланбеком Бутаевым гениально просто и адресно точно – «Ирон газет». Эти двое собрали замечательный коллектив преданных идее людей. В издании сотрудничал и Сека Гадиев. «Ирон газет» выходила дважды в неделю размером в четверть газетного листа и тиражом в 500 экземпляров. Газета определила круг задач для решения, среди которых: информирование о происходящем в России и на Кавказе; просвещение народа, распространение грамотности; повышение его культурного уровня. Открытым призывом к революции стала статья Цомака Гадиева «Жизнь России», с обличением Терской администрации в стихотворении «Æхсины лæг» («Прислужник») выступил в газете Коста Хетагуров. «Ирон газет» успела обрести большую популярность, но после 9-го номера 20 августа 1906 года по приказу генерал-губернатора Терской области из-за революционной направленности она была закрыта, а редактор А. Бутаев был арестован на три месяца."Ирон

Вторую осетинскую газету – «Ног цард» – выпустило «Осетинское издательское общество» в Тбилиси в 1907 году. В ее редколлегию вошли учителя Б.Кочиев, Н.Джиоев, А.Тибилов, П.Тедеев, а также рабочие и студенты. «Ног цард» выступала за права человека, права бедных слоев населения, против всех видов эксплуатации. Газета выходила дважды в неделю большим форматом, тиражом в 800 экземпляров. Расходы были немалые, но она нравилась читателям, и они с готовностью поддержали ее. Раскол в редакции стал причиной закрытия газеты. 31 декабря 1907 года вышел последний, 70-й номер газеты «Ног цард».

В 1909 году в г. Дзауджикау появилась третья осетинская газета «Хабар» («Известия»). Редактором была Валаева Н.А. Газета выходила раз в неделю, тиражом в 1000 экземпляров. Националистического толка, она не пользовалась особым успехом и вышла лишь 10 раз.

Особое место в истории дореволюционной периодической печати Осетии отведено журналам, первый из которых – «Зонд» («Знание») – появился в 1907 году. Редактором его был А.Кануков. Далекий от политики, радеющий за решение культурно-просветительских задач, он выпустил всего два номера. Второй журнал – «Æфсир» («Колос») – иллюстрированный, общественно-политический – вышел в 1910 году в Тбилиси. Его редактором был Арсен Коцоев. Тираж его доходил до 600 экземпляров и выходил он еженедельно. Годы реакции сделали свое дело – через три месяца выпуск его остановился. Интересны изданные в 1912 году осетинскими студентами Петербурга три номера журнала «Хуры тын» («Луч света»), который редактировал Е. Бритаев. И, наконец, следует упомянуть орган осетинских служителей церкви – журнал «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»), выходивший в городе Дзауджикау с 1911 года по 1917-й. Редактором его был священник Харлампи Цомаев.

26 апреля 1917 года Асланбек Бутаев возобновил выпуск своей знаменитой «Ирон газет», в целом оправдавшей его надежды. Газета выходила в неделю раз малым форматом на 4-х полосах. Непростой 17-й год определил содержание газеты. Так, с самого начала в ней выделились такие рубрики, как: «Терские события», «Кавказские события», «Из Южной Осетии», «Цхинвальские события», «Последние армейские события», «Новости»… Интересна корреспонденция Ефима Гулиева, в которой, в частности, говорилось: «Народу Южной Осетии в это новое время очень хочется объединиться любым путем с Северной Осетией, чтобы вместе работать… Было бы большим счастьем, …если бы между Рукским и Алагирским ущельями прошла железная дорога…» Газета публиковала произведения осетинской литературы. Стремясь приобщить осетинскую молодежь к чтению, газета давала анонс продажи книг в магазинах издательского общества «Ир». Все так же остро ставился вопрос об общности северных и южных осетин; доходило до жестких высказываний. Так, в №8 от 17 июня газета дает сообщение о собрании представителей юга и севера Осетии 15 июня: «В кои-то века Юг и Север Осетии объединяются! Через вечные ледники они протянули друг другу руки!.. Осетинский народ еще ни разу не говорил сообща о своих проблемах… Потому что мы не любим друг друга, не знаем и не понимаем…»

10 – 16 июля 1917 года во Владикавказе прошло совещание учителей всей Осетии. «Ирон газет» встала на сторону тех, кто предлагал перейти на изучение всех предметов на родном языке в осетинских школах. 7 февраля 1918 года в последнем №5 (37) «Ирон газет» напечатала обращение религиозных служителей, как христианских, так и мусульманских, к осетинам. Они взывали не поддаваться провокациям и держаться вместе: «В это время для нас главное значение имеет то, что мы осетины, братья одной крови, независимо от веры, и мы обязаны сберечь жизнь нашу и наших детей…»

Удивительно живучи проблемы осетин! Изменилось время, изменилась жизнь, на смену с таким трудом выходивших газет пришли радио, телевидение и каких только возможностей не появилось в области средств массовой информации в ХХI веке.

Но даже в век телевидения и интернета человек привязан к свежим газетам и журналам, которые сопровождают его всю сознательную жизнь. В них черпает он информацию о последних событиях на Родине и вне ее, узнает обо всем, что проходит мимо в повседневности, знакомится с жизнью земляков и соседей, следит за открытиями в науке и технике, находит ответы на самые острые, злободневные вопросы. Особое место в ряду периодических изданий для цхинвальцев давно уже заняла наша юго-осетинская газета «Хурзæрин». Непростым был ее путь к читателю.

Становление газеты «Хурзæрин»

Юго-Осетия до Октябрьской революции 1917 года в России была отсталой окраиной: не было промышленности, сельское хозяйство велось примитивными способами. Бездорожье ограничивало общение между людьми, тормозило развитие хозяйства и культуры. Даже в советские 20-е годы в Южной Осетии действовало всего одно машинное товарищество, в наличии в хозяйстве было всего 32 плуга, 10 прицепов, 5 веялок, 2 агронома и один зоотехник. (Факты приведены из газеты «Хурзæрин» за 1929 год.)

В осетинской деревне царили нищета, бесправие, безграмотность. Мало кто мог тогда писать и читать. Тяжелое наследство оставило меньшевистское господство в Юго-Осетии. Избавление от него требовало не только хозяйственно-экономического роста, но и повышения культуры, что достигалось, в частности, ликвидацией безграмотности, просвещением масс. Решению этой задачи призвана была служить и периодическая печать.

Для издания газеты необходимы были средства и типографская машина. Было решено безотлагательно, уже в мае 1922 года отправить в город Тбилиси представителя обкома Коста Джатиева. Кроме того, в августе того же года на заседании облпарткома Юго-Осетии было решено продать 270 штук баранов (собранных за пользование пастбищами), на вырученные деньги оборудовать и пустить в ход лесопильный завод, и с его доходов приобрести типографскую машину со всем оборудованием.

В июне 1923 года был объявлен бесплатный конкурс на название осетинской газеты. Имелось несколько предложений, и, наконец, утвердили – «Хурзæрин». 1 января 1924 года вышел первый номер газеты   «Хурзæрин» («Заря»).

«Сегодня в Юго-Осетии родилась и предъявила свои права на жизнь первая наша газета – «Хурзæрин». Наконец для многострадального народа Юго-Осетии взошло солнце, лучи которого ярко озаряют наши белоснежные горы. Безгласный прежде народ сегодня заговорил. Лучи зари проникли в горы и ущелья, они пробили тьму и несут нашему народу просвещение», – так писала газета в своем первом номере. Этот факт стал большим событием в политической и культурной жизни Южной Осетии.

Первая газета создавалась в трудных условиях. Не было не только полиграфической базы, но даже помещения. В то время газета печаталась в здании по улице Коста Хетагурова (в доме Карсановых, как называли его старожилы). Сегодня здесь расположено МВД. Газета набиралась и печаталась вручную.

В первые годы газету «Хурзæрин» издавали тиражом в 500 экземпляров. Газета имела не более 20 корреспондентов. Первыми распространителями газеты «Хурзæрин» среди населения стали агроном – пчеловод Давид Гаглоев (в Боржомском районе), Гари Кабисов (в Дзауском районе), Никифор Хассиев (из Цунара), Арешо Маргиев (из Цалда) и другие. Первыми издателями газеты были Александр Тибилов, Дмитрий Валиев, Исмаил Гассиев, Арсен Коцоев – известный осетинский прозаик. Первый редактор газеты – известный революционер Арон Плиев. В своих воспоминаниях он писал, что в то время люди из-за неграмотности приходили в редакцию и просто рассказывали то, о чем хотели написать в газету. Маленькому коллективу газеты в таких условиях было очень трудно, но, несмотря на это, он успешно справлялся со своей работой. Много позже заслуженный работник культуры ГССР Д.Дзудцов писал: «Много было проблем… Редакция газеты располагалась в наемном доме по улице Хетагурова. Было тесно, холодно, голодно. Давала знать о себе и слабая типографская база. Все оборудование тогда состояло из наборных касс, верстака, шпона, шпаца и т.п. Печатную машину крутили вручную. Рукой ее крутил Герас Кадзаев. Советами нам тогда помогал бывший директор типографии Павел Санакоев. В 1929 году большая печатная машина на колесах стояла в наборном цеху по улице Исака».

Газета завоевала большую любовь и глубокое уважение в народе своей правдивостью, объективностью, адресной критикой недостатков в работе. « В Южной Осетии не осталось ни одного уголка, куда не идет наша газета, где ее не читают», – писала газета через год в своей передовице. Самой большой критике газета подвергала такие вредные пережитки прошлого, как кровная месть, религиозные предрассудки, ирæд, пренебрежительное отношение к женщине и т.п., которые лежали тяжелым грузом на плечах ранее угнетенного, непросвещенного народа и тянули его к темноте и невежеству.

С 1924 по 1930 год газета «Хурзæрин» выходила один раз в неделю, с 1930 года – трижды в неделю, а с 1932 года – пять раз в неделю; увеличился и ее тираж: если в 1924 году он составлял 500 экземпляров, то в 1928 – уже 1000, в 1932 – 3000, а в 1934 году тираж газеты достиг 4-х тысяч экземпляров. Газета стала втягивать Южную Осетию в общее русло экономической, политической и культурной жизни большой Страны Советов.

В то время не было книг на родном языке, и газета «Хурзæрин» стала вроде букваря для неграмотных. Даже в школах детей учили читать и писать с помощью газеты. В каждом номере газета печатала буквы нового алфавита. В номере 10 газета опубликовала письма читателей, в одном из которых, в частности, радостно отмечалось: «Наш любимый «Хурзæрин»! Взрослое население и все те, кто раньше не мог читать, теперь с твоей помощью тоже научились читать».

А.П.ПУХАЕВА

(Окончание в следующем номере)