Сегодня в Южной Осетии отмечают День работника промышленности и транспорта. Нынешнее состояние этих отраслей экономики оставляет желать лучшего. Промышленность Республики более 20 лет находится в глубокой стагнации. Однако ситуация не кажется безнадежной. В прошлом году произошло возрождение швейной фабрики, есть определенные планы по реабилитации и ряда других предприятий. Свои проблемы существуют и в транспортной отрасли, но и они решаемы.
Подробнее о сегодняшнем положении дел в производственной сфере, проблемах и планах – в нашем интервью с председателем Комитета промышленности, транспорта и энергетики Василием Дзассеевым.
– Василий Сергеевич, сначала хотим поздравить Вас и в Вашем лице всех работников промышленности и транспорта нашей Республики с профессиональным праздником! А разговор хочется начать с непростой ситуации, сложившейся в сфере промышленности. Сколько предприятий сегодня находится в ведении возглавляемого Вами ведомства, и каков объем произведенной ими продукции за 2013 год?
– Спасибо за поздравления. Промышленные предприятия Республики сегодня «разбросаны» по разным ведомствам. В свое время такое решение было принято в расчете на то, что будет легче оказывать им помощь, хотя положительных результатов это не дало. Перерабатывающая промышленность передана Министерству сельского хозяйства, некоторые стали предприятиями республиканского подчинения. Несколько предприятий были оставлены в подчинении Министерства экономического развития, в том числе Цхинвальский завод пива и фруктовых вод. Ну, а в ведении нашего Комитета сегодня находятся менее десяти унитарных предприятий, среди них «Эмальпровод», «Электровибромашина», Цхинвальский лесокомбинат, Багиатский наливочный завод, Ленингорский пивзавод «Алутон», Завод строительных изделий и др. Цхинвальская швейная фабрика тоже находилась в нашем ведомственном подчинении, но и теперь мы сотрудничаем с ее руководством.
Вверенные Комитету промышленные предприятия по итогам за прошлый год выпустили продукцию почти на 50 млн рублей, это на 5 млн больше по сравнению с 2012 г. Они пополнили госбюджет на 5 с лишним млн руб. Вместе с другими предприятиями Комитета, включая Управление автомобильного транспорта и «Энергоресурс» в бюджет внесено в виде налогов более 30 млн. руб.
Показатели в целом неудовлетворительные. Положение в промышленном секторе остается тяжелым. Можно отметить швейное производство, заметно улучшилась ситуация на Багиатском наливочном заводе. На некоторых других предприятиях, например, на «Эмальпроводе» и «Электровибромашине», возникают многомесячные задержки с зарплатой. На «Электровибромашине» продолжают выпуск профильной продукции, но заказы завод получает небольшие, хотя его продукция превосходит по качеству китайские аналоги.
Мы прилагаем усилия по выводу отрасли из кризиса, исходя из наших сегодняшних возможностей. Пытаемся перепрофилировать убыточные предприятия на производство новых видов продукции, которые востребованы, прежде всего, на внутреннем рынке.
НУЖНЫ ГОСЗАКАЗЫ
– Какие новые виды продукции готова выпускать наша промышленность и что мешает в реализации проектов?
– Пользуясь тем, что в Республике идет строительно-восстановительный процесс, мы перепрофилировали завод «Эмальпровод», где начали изготавливать профнастил из лучшей стали, производимой в России. Наш кровельный материал более высокого качества, он толще и крепче, нежели завозимый из-за пределов Республики, который в основном изготавливается из китайского металла. Покрытые им кровли недолговечны, через несколько лет их надо будет менять. Выпускаемый на «Эмальпроводе» профлист по цене незначительно выше, но его преимущество в том, что на заводе могут нарезать нужные размеры материала и не будет отходов, в итоге его общая стоимость может обойтись дешевле.
Недавно на заводе «Эмальпровод» установили оборудование для производства сэндвич-панелей, позволяющие быстро возводить различные сооружения: складские помещения, магазинчики, павильоны, киоски, ангары, гаражи и многое другое. При этом каркасную часть этих сооружений будет изготавливать завод «Электровибромашина», там есть новое оборудование, способное выпускать металлоконструкции любых профилей. Ждем первые заказы на сэндвич-панели. Цена зависит от объемов заказа.
На «Эмальпроводе» также выпускается водоэмульсионная краска высокого качества. В принципе, она должна пользоваться хорошим спросом на местном рынке, но здесь надо признать и наши недоработки в плане маркетинга, умения рекламировать свою продукцию. В этих вопросах пока отстаем.
Мы давно могли обеспечить проводимые в Республике восстановительные работы многими другими видами стройматериалов. Но при прежней власти наши предложения не находили поддержки. Выделяемые денежные средства в предыдущие годы были неэффективно израсходованы. Проблемой является и то, что предприятия не получают госзаказы. Тот же профнастил, изготавливаемый на «Эмальпроводе», в основном берут частные лица в небольших объемах. Строительные организации завозят дешевый и менее качественный кровельный материал из-за пределов Республики. Новое Правительство озабочено таким положением, пытается обязать подрядные организации, работающие на территории Южной Осетии, приобретать производимые в Республике стройматериалы.
Думаю, госзаказ – это тот механизм, который может «раскрутить» промышленность. Если, допустим, дан заказ на определённое количество, скажем, фундаментных блоков, бордюров или чего-то еще, то конкретное предприятие найдет возможность и изготовит продукцию. Имея госзаказ, руководство завода может планировать свою работу, стараться совершенствовать производство, развиваться. Такой подход не совсем соответствует сегодняшнему времени, однако на данном этапе эта мера господдержки необходима.
«БАГИАТА» ГОТОВИТСЯ ПОКОРЯТЬ РОССИЙСКИЙ РЫНОК
– Вы сказали что, Багиатский наливочный завод улучшил свои показатели. А как решается вопрос выхода выпускаемой на предприятии минеральной воды на российский рынок?
– Предприятие выходит на уровень рентабельности. В прошлом году было отремонтировано здание завода, там установлена новая линия розлива воды производительностью 3 тысяч бутылок в час. Вопрос с экспортом минеральной воды в Россию решается. В настоящее время готовим соответствующие документы.
– Можете об этом рассказать подробнее?
– Давайте не будем пока опережать события. Работа в этом направлении ведется, в ближайшее время будут результаты, и тогда дадим полную информацию.
Вообще, хочу сказать, что наша питьевая вода – и минеральная, и обычная – это одно из главных богатств нашей Республики. Во всем мире ощущается нехватка в питьевой воде. Даже на Северном Кавказе есть регионы, где вода насыщена тяжелыми металлами и непригодна для питья. В Южной Осетии есть много разных источников прекрасного качества минеральных и родниковых вод. Эту продукцию можно с успехом поставлять на внешний рынок. Розливом воды могли бы заниматься частные компании, как это происходит в других странах. Со своей стороны наш Комитет, Правительство Республики готовы оказать поддержку любому предпринимателю, кто изъявит желание открыть подобное предприятие. Можем выделить ему скважину и земельный участок.
– В прошлом году благодаря инвестициям Таймураза Боллоева произошло возрождение швейного производства. Как развивается предприятие? Его руководство заявляло о намерениях восстановить филиальную сеть в Республике, есть конкретные решения?
– Возобновление швейного производства в Цхинвале, безусловно, стало большим событием для нашей экономики. Причем, вложив деньги в этот проект, Таймураз Казбегович не ищет для себя какой-то особой выгоды, главным мотивом для него стало желание помочь Южной Осетии. Сегодня фабрика неплохо развивается, выходит на определенные мощности. Там уже трудоустроено до 200 человек. У предприятия есть заинтересованность в открытии швейных цехов в районах Республики.
– Известно, что велись переговоры с еще одним российским предприятием – потенциальным инвестором по возобновлению деятельности Ленингорского пивоваренного завода «Алутон». Чем они увенчались?
– Это дело не нашло своего продолжения. Но мы ищем новых инвесторов, которые могли бы запустить производство на этом предприятии.
ЗАТЯНУВШИЙСЯ ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ НОВОГО ЗАВОДА
– Какие проекты предполагается реализовать в текущем году?
– В скором времени должны, наконец, ввести в эксплуатацию ГУП «Завод строительных изделий». Это единственный наш объект, который попал в Инвестпрограмму содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2014-й год. В свое время заказчиком строительства этого объекта (Министерство экономического развития. прим. авт.) по непонятным причинам не были завершены работы, хотя деньги были выделены. Два года предприятие ждет запуска производства. Там есть проблемы, связанные с вопросами охраны труда, пожарной безопасности, надо довести до конца некоторые технологические процессы. Завод способен в значительной степени обеспечить стройматериалами проводимые в городе и в Республике строительно-восстановительные работы. Здесь на основе местного сырья будут выпускать блоки, бордюры, тротуарную плитку, товарный бетон и другие стройматериалы.
– Какие проекты для развития промышленности планируется включить в Инвестпрограмму на следующий год?
– Программа развития промышленности утверждена на заседании Правительства и согласована в Парламенте, но в данной ситуации ее реализация будет происходить не так быстро в силу ограниченности финансовых ресурсов, поступающих по линии Инвестпрограммы. На следующий год наши российские коллеги четко сказали, что готовы поддержать наши предложения, но для ускорения процесса предлагают привлечь инвесторов.
Предлагаемые нами проекты имеют хорошие перспективы. О питьевой воде я уже говорил. Высокорентабельным, например, может стать и переработка нашей высококачественной древесины, которая востребована и на внутреннем, и на внешнем рынке, причем не только в России, но и за рубежом. Сегодня на лесокомбинате производство приостановлено. У нас нет средств, чтобы закупить необходимое оборудование. Нами разработан бизнес-план развития предприятия. На первом этапе планируем выпускать доску из местного бука, в дальнейшем здесь можно будет изготавливать мебель и другую продукцию. Вопрос с финансированием проекта попытаемся решить до 2015 года. Ищем инвесторов. По данным Управления лесного хозяйства, они могут без ущерба для наших лесных массивов продавать лесокомбинату до 10 тыс. кубометров древесины. Этого вполне достаточно.
Есть у нас и другие интересные проекты. По предложению Президента Леонида Тибилова с целью привлечения инвесторов мы собираемся организовать в Цхинвале что-то вроде экономического форума, на который планируем пригласить наших соотечественников, успешно занимающихся предпринимательской деятельностью за пределами Южной Осетии, чтобы еще раз представить потенциал нашей Республики, наши возможности.
Кроме того, мы направили в Министерство промышленности и торговли РФ характеристики наших заводов, все данные с указанием производственных мощностей, оборудованием и т.д., чтобы нам оказали партнерскую помощь в привлечении инвесторов. У потенциального российского инвестора есть возможность получить всю интересующую его информацию о наших предприятиях.
– Есть ли на сегодняшний день бизнесмены, которые готовы вложиться в экономику Республики?
– На сегодня нет. Пока у нас работает только один инвестор – Таймураз Боллоев. Но мы надеемся, что желающие появятся. Сложность заключается в нежелании бизнесменов работать с госпредприятиями. Инвесторам можем пойти на определённые уступки, например, предоставить налоговые льготы на какое-то время. Конечно, важно обеспечивать бюджет налоговыми поступлениями, но сейчас самое главное – улучшить материальное благополучие наших граждан путем создания рабочих мест, стабильной зарплаты.
– Давно назрел вопрос об акционировании госпредприятий, но решение затягивается…
– Вопрос акционирования госпредприятий актуален. Мы должны принимать современные условия, а не «плыть против течения». Закон о приватизации в Республике был принят 10-12 лет назад, но под нее пока нет программы, не разработан механизм того, как проводить приватизацию. В этом направлении ведется работа. Решение вопроса может способствовать улучшению ситуации в отрасли. Основная проблема нашей промышленности в том, что с большим затягиванием претворяются в жизнь те или иные перспективные проекты. Госпредприятия не могут даже заложить свое имущество в банке, чтобы получить необходимый кредит, потому что их имущество принадлежит государству. Частники в состоянии оперативно реализовать свои идеи.
Но если говорить о приватизации, то, думается, на первом этапе наиболее оптимальным является государственно-частное партнерство, с контрольным пакетом акций в руках государства. В России процессы приватизации пройдены, нам же предстоит сделать первые шаги, и, чтобы они были менее болезненны, нужно все делать последовательно, подготавливая себя к переходу на новые отношения.
В любом случае, в частной или государственной форме, но промышленность должна заработать, без нее сложно представить экономическое развитие государства. Тем более в нашей Республике есть возможности для организации успешных производств. Это и природные ресурсы, производственные площадки со станочным парком, сегодня еще есть квалифицированные инженерно-технические работники, которых надо использовать. Завтра таких кадров уже может не быть.
НЕОБХОДИМО ОБНОВЛЕНИЕ АВТОПАРКА
– Хотелось бы затронуть вопросы транспортной отрасли. Как оцениваете сегодняшнее положение дел в подведомственном Комитету ГУП «Управление автомобильного транспорта-Южная Осетия»?
– Как сложное, предприятие несет убытки. Этому есть много причин. Имеющийся у нас автотранспорт мы вынуждены эксплуатировать в коммерчески невыгодных условиях. Население нашей Республики небольшое, людей в селах осталось мало, особенно в горных и отдаленных зонах, соответственно, пассажиров бывает мало, зачастую в какую-то деревню едут один-два человека. Тем не менее, их надо обслуживать. Расходы не покрываются, но сегодня транспортным обслуживанием охвачены практически все сельские населенные пункты Республики. Перевозки осуществляются согласно графику. Государству приходится дотировать предприятие. Но этих средств порой бывает недостаточно, и нередко предприятие оказывается в сложной ситуации, ведь нужно обслуживать машины, покупать запчасти, платить зарплату сотрудникам и т.д. Неудивительно, что из-за нерентабельности пассажирских перевозок в Республике не работают частные «маршрутки».
– Хватает ли у предприятия автобусов?
– В количественном отношении хватает, но предприятие испытывает нехватку в нужных автобусах. Автопарк давно не обновлялся. Многие машины выработали свой ресурс. В прошлом году в рамках Инвестпрограммы были закуплены автобусы высокой проходимости для обслуживания высокогорных сел, они многоместные и не заполняются даже наполовину. Использовать их неэффективно. Вопрос приобретения этих машин не был согласован с нами, нас поставили перед фактом.
Наша главная задача сегодня – улучшить транспортное обслуживание городского населения. Цхинвал благоустраивается, улицы приводятся в порядок, и вместе с этим мы намерены максимально развить автобусное движение в столице. Машин не хватает, и пока используем микроавтобусы «Газель», в некоторые наиболее населенные микрорайоны курсируют ПАЗики.
– И как собираетесь решить вопрос обновления автопарка?
– Мы хотим включить в Инвест-программу на 2015-17 годы приобретение необходимых автобусов. Можем открыть международные рейсы, например в Москву, но для этого нужны автобусы соответствующего класса. Кроме того что необходимы новые автобусы для обслуживания пассажиров в городе, нужны также маломестные экономные автобусы для отдаленных и высокогорных сел.
– Планируется ли в этом году повышение платы на проезд в общественном транспорте по городу и Республике?
– Сегодня цены на проезд на государственном транспорте в нашей Республике незначительные, если к этому еще добавить низкий пассажиропоток, то практически все маршруты убыточны. А дотационных средств не хватает. Но мы учитываем интересы нашего населения, особенно тех, кто проживает в сельской местности, и не планируем поднимать тарифы. Однако многое зависит от цен на бензин, если они повысятся, тогда будем вынуждены увеличить стоимость проезда.
– Какова ситуация с авторемонтной базой?
– Мы планируем по линии Инвестпрограммы на 2015 год создать на базе Цхинвальского авторемонтного завода центр по техническому обслуживанию автомобилей «КамАЗ». У нас сложились хорошие отношения с представителями российской компании, производящей эти машины. На сегодняшний день уже многое подготовлено для реализации проекта. Дело остается за финансированием. Нужно 20 млн рублей. Половина этой суммы пойдет на завершение капремонта ЦАРЗ, остальные 10 млн – на приобретение оборудования, инвентаря и обучение персонала. Создание такого центра, несомненно, прибыльное предприятие. Реализация проекта для нашей Республики будет иметь немаловажное значение. Он способен дать импульс развитию в Республике технической базы, впоследствии по его примеру возникнут новые большие современные центры по техобслуживанию автотранспорта. Сегодня в городе много машин, в основном иномарки, которые нужно поддерживать в хорошем состоянии, и необходимость в сервисных центрах большая. В городе Цхинвал есть площадки, которые можно использовать в этих целях. У нас есть и другие планы по совершенствованию транспортной инфраструктуры, которые по мере возможности будем воплощать в жизнь.
– В завершение беседы, что бы Вы хотели пожелать своим сотрудникам – работникам промышленности и транспорта в день профессионального праздника?
– Хотелось бы всегда видеть в общественном транспорте довольных и улыбающихся людей, а на наших предприятиях много молодежи, которая бы занималась производством продукции и получала достойную зарплату.
От результатов деятельности нашего Комитета, вверенных ему предприятий многое зависит в плане улучшения и морального, и экономического благосостояния населения нашей Республики. Мы полны желания работать и сделаем все от нас зависящее, чтобы наши предприятия стали успешными. По мере возможностей будем выполнять поставленные перед нами задачи.
Ну, а День работника промышленности и транспорта в этом году для нас особенный. Мы празднуем его в первый раз 26 апреля. Новая дата утверждена Указом Президента Южной Осетии. Раньше день транспортника отмечался в конце октября.
Людям, которые работают в сфере промышленности и транспорта, хочу пожелать здоровья, чтобы им всегда сопутствовала удача и долгих лет жизни!
В. КАЛАЕВ