Он всегда выходил победителем из боя

К 100-летию со дня рождения Сергея Константиновича Коблова

Сергей Коблов – один из тех славных летчиков советской авиации, которые были удостоены высокого звания Героя Советского Союза в самые тяжёлые дни войны, когда советской авиации приходилось вести неравную борьбу с противником, имевшим численное превосходство не только в воздухе, но и на земле, и на море.

Сергей Коблов родился 22 ноября 1915 года в Южной Осетии. Окончил 7 классов неполной средней школы и авиационную школу Гражданского Воздушного Флота в городе Батайске Ростовской области в 1936 году, после чего готовил пилотов в аэроклубе в г. Цхинвале. В Сталинграде работал начальником аэроклуба. После призыва в Красную Армию в 1941 году был направлен на курсы командиров звеньев истребительной авиации, после окончания которых проходил службу в 160-м авиационном полку."Коблов2"

С августа 1941 года младший лейтенант С. К. Коблов на фронтах Великой Отечественной войны.

К сентябрю 1942 года командир звена 182-го истребительного авиационного полка (105-я истребительная авиационная дивизия, ПВО территории страны) старший лейтенант С. К. Коблов в 17 воздушных боях сбил 9 самолётов противника.

Свою первую победу С. К. Коблов одержал осенью 1941 года, в одном из первых боевых вылетов, заставив приземлиться немецкого разведчика Ju-88 в расположение наших войск.

С 1942 года он воевал в составе 182-го истребительного авиационного полка. В борьбе с группами немецких бомбардировщиков неоднократно, несмотря на сильный заградительный огонь и атаки истребителей противника, атаковал лидеров групп и, как правило, уничтожал их…

В одном из наградных документов ему дается следующая характеристика:

«С. К. Коблов обладает отличной выучкой, высоким мастерством пилота, отлично владеет авиационной техникой, летает в любых условиях, при ограниченной видимости, на любых высотах достаёт самолёт противника, при самых сложных условиях выполняет боевые задания сам лично».

Немецкие войска рвались к Сталинграду, к богатствам Кавказа. Это были места, хорошо знакомые Сергею Коблову.

А теперь Сергею пришлось на этих направлениях совершать не учебные полёты, а вести тяжёлые воздушные бои.

За год войны Коблов становится настоящим воздушным асом. Правда, некоторое время ему пришлось находиться далеко от театра военных действий. Об этом он сообщал в одном из писем сестре:

«…Лиза, я оставлен в Ростове. В день по нескольку раз патрулирую на своем «ЛаГГе» на высоте от 1 до 7 – 8 тысяч метров, но ещё до сих пор никого не встретил… Горе тому, кто попадётся мне первый…»

Но это «патрулирование» длилось недолго. Вскоре С.Коблов «в день по нескольку раз» совершал боевые вылеты, из которых неизменно выходил победителем.

Так уж повелось, что Сергей Константинович всегда выходил победителем из боя. Молодые лётчики, прибывавшие в полк, смотрели на Сергея с нескрываемым восхищением. Каждый из них считал за честь пойти на боевое задание вместе с Кобловым. У него было чему поучиться: необычайная сила воли, уверенность в воздухе, глубокое знание техники и тактики воздушного боя. Даже старые лётчики, имевшие за плечами по нескольку десятков вылетов, следовали его приёмам ведения боя. Вот как характеризовался Коблов при представлении его на звание Героя Советского Союза:

«Командир авиационного звена старший лейтенант С. К. Коблов в Отечественной войне с немецкими захватчиками участвует с начала военных действий. В воздушных боях проявил себя бесстрашным воздушным бойцом, волевым командиром. В бою, рискуя жизнью, идёт на выручку товарищей. Летает на самолётах И-16, ЛаГГ-3 днём и ночью. Техникой пилотирования владеет в совершенстве. Участвовал в 17 воздушных боях, во время которых лично сбил 9 самолётов, из них 3 «Юнкерса», 3 «Мессершмитта», 2 «Хейнкеля» и 1 «Дорнье».

Командир полка Герой Советского Союза подполковник М. П. Нога лаконично и в то же время тепло рассказывал о волевых качествах Коблова.

«Уже к весне 1942 года Коблов был настоящий лётчик, имел несколько десятков боевых вылетов… Помню, в апреле успешно участвовал он в ночной штурмовке аэродрома противника в Мариуполе – оттуда готовился бомбардировочный налёт на Ростов… Эскадрилью вёл я, Коблов командовал звеном. Атаковали за час до темноты, зашли с тыла. На стоянке 40 «Юнкерсов», перед ними выстроен личный состав, офицер дает последние указания… Когда мы подошли, враги не разобрались, приняли нас за своих – очень низко шли – приветствуют, машут руками… Ну, думаем, сейчас мы вам покажем! Ударили по стоянкам, угодили в штабеля бомб – дым коромыслом, огненная лавина. 12 бомбардировщиков полностью сгорело, 13 повреждено основательно… Проутюжили аэродром – чистая была работа!.. Здесь Коблов держался хорошо, грамотно, и звено его было, пожалуй, лучшим…»

Далее в характеристике указывалось, что Коблов неоднократно прикрывал военные и промышленные объекты, сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков, летал на перехват самолётов противника.

«Всей своей боевой работой на фронте Отечественной войны коммунист Коблов доказал преданность партии Ленина и социалистической Родине. Достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза».

В феврале 1943 года Коблову было присвоено это высокое звание.

Однажды Сергей Коблов вступил в бой с группой немецких истребителей. Бой начался на высоте 800 метров, а закончился на высоте 4000 метров. Советский ас расстроил боевые порядки противника. Он появлялся то справа, то слева, то в середине. Нередко шёл прямо в лобовую атаку. В один из таких моментов фашист струсил, взмыл вверх, подставив брюхо под пулемётную очередь советского лётчика. Во время атаки следующего самолёта у него кончились боеприпасы, но горючее ещё было. Что делать?   «Таранить», – мелькнула мысль.

И Сергей решительно направил свою машину на таран. Но враг струсил, уклонился от встречи и исчез. После приземления на аэродроме товарищи Коблова насчитали на его самолете 72 пробоины.

Свой лучший бой капитан С. К. Коблов провёл 11 мая 1943 года, когда, отражая налёт на железнодорожный узел Валуйки, он сбил бомбардировщик Ju-87 и истребитель FW-190, а всего ведомая им четвёрка сбила 7 немецких самолётов.

Сам Сергей Константинович вспоминает о тех событиях так:

«Мы получили донесение, что к одному из наших важных военных объектов направляется группа вражеских бомбардировщиков в составе 20 – 25 машин, сопровождаемых приблизительно таким же количеством истребителей. Навстречу фашистским пиратам поднялись 4 наших истребителя. Вскоре на высоте свыше 3000 метров мы заметили 8 истребителей. Я уже дал приказ принять боевой порядок и идти на сближение с неприятелем, как один из наших лётчиков, выйдя вперёд, сигнализировал о появлении другой группы вражеских самолётов – бомбардировщиков, шедших ниже и левее нас прямым курсом на обороняемый объект.

Использовав облачность, я на своём "Яке" повис над фашистскими самолётами, а затем врезался в первое их звено, состоящее из 3-х машин. С первого же захода мне удалось сбить крайний правый самолёт и повредить второй. Другая пара наших самолётов успела сбить ещё один вражеский бомбардировщик.

В это время навстречу нам ринулись 4 «Фокке Вульфа». Мы сразу же пошли на них в лобовую атаку.

Горячая, напряжённая схватка продолжалась 10 минут. Мне удалось сбить ещё одну вражескую машину, а другую – поджечь. Всего, в этом неравном бою 4 наших истребителя сбили 7 фашистских машин и 3 подбили.

Обороняемый нами объект не пострадал ни в какой степени. Мы и близко не подпустили к нему гитлеровских стервятников».

На разгроме немецких войск под Курском не заканчивается боевой путь Героя. Звено, а затем эскадрилья советских истребителей под командованием капитана С. К. Коблова неотступно преследовала врага на Смоленщине, Белоруссии, Прибалтике.

В книге Галины Красовской «Я выбрал небо» (повесть в документах и рассказах о Герое Советского Союза С. К. Коблове) есть такие строки:

«Тысяча оставшихся позади воздушных военных дорог, тысяча пуль, миновавших его, тысяча больших приобретений и незабываемых потерь. Солдат, лётчик, герой Сергей Коблов подводит итоги – слова его по – военному скупы:

«Имею более 50 воздушных боёв, штурмовал аэродромы противника, ходил на патрулирование, на разведку. Всего сделано за время войны более 400 боевых вылетов. Самолёт не терял ни разу. Сбитых самолётов противника – 22. Из них: 16 лично и 6 – в группе».

Так воевал с немецко-фашистскими захватчиками Герой Советского Союза Сергей Константинович Коблов.

После окончания Великой Отечественной войны Герой остался в рядах Советских Вооружённых Сил. С мая по сентябрь 1946 года был старшим инспектором по технике пилотирования военной истребительной авиации одного из Западных округов. В 1947 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным полком, испытывал и осваивал новые реактивные истребители, неустанно готовил кадры для советской авиации. 17 июня 1954 года погиб при исполнении служебных обязанностей, награждён орденами: Ленина, Красного Знамени; медалями. Его имя носят улицы в городах Владикавказе и Цхинвале.