В последнее время неоднократно случались задержки с выплатой пенсий и пособий Социальным фондом Южной Осетии. О причинах создавшейся ситуации и мерах по решению этого актуального вопроса рассказал министр труда и социальной защиты РЮО Олег Гаглоев.
– Олег Феликсович, какие факторы обусловили подобную ситуацию?
– С прошлого года Соцфонд республики начал испытывать нехватку средств для своевременного исполнения обязательств перед гражданами. Основная причина – возросшая численность пенсионеров. В 2019 году их количество составляло 4679 человек, а в конце прошлого года этот показатель вырос до 6309 человек. За первые четыре месяца текущего года к ним прибавились еще 216 человек и этот показатель будет расти.
Доходы Соцфонда увеличиваются не такими темпами, их не хватает для своевременного осуществления всех выплат. Это видно и по бюджету Соцфонда на текущий год, который был принят с дефицитом в 157,7 миллиона рублей: доходная часть составит 837,4 млн рублей, а расходная – около 1 млрд рублей (995,1 млн рублей).
Не исключено, что фактически сумма дефицита будет значительно больше из-за роста численности пенсионеров.
– В чем причины такого значительного увеличения пенсионеров?
– Наше население стареет. Сформировавшаяся за несколько десятилетий демографическая структура Южной Осетии такова, что численность жителей республики, достигших пенсионного возраста, ежегодно увеличивается примерно на 500 человек, а численность граждан трудоспособного возраста сокращается. Это отражено в данных Управления госстатистики РЮО.
Жители Южной Осетии, страховой стаж которых начал исчисляться после 1991 года, не могут рассчитывать на российские пенсии, поскольку их стаж не учитывается в России. При достижении ими пенсионного возраста они обращаются в Соцфонд РЮО и получают югоосетинские пенсии.
В результате проведенных ранее проверок в российских органах пенсионного обеспечения выяснилось, что некоторые жители Южной Осетии необоснованно получали российские пенсии. По этой причине выплаты им урезали или вовсе отменили.
Но у вышеуказанных граждан также имеется трудовой стаж в Южной Осетии, и они имеют право на югоосетинские пенсии. Они обратились в Соцфонд РЮО и начали получать местные пенсии.
– Какими еще факторами обусловлена нехватка средств Социального фонда на выплату пенсий?
– С 2010 года у нас размеры страховых взносов составляют 11%, из них 10% оплачивает работодатель, а 1% удерживается с зарплаты каждого работника. Еще 3,1% удерживается в виде страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Этих отчислений в Соцфонд недостаточно для исполнения обязательств, а тем более для обеспечения граждан пенсиями и пособиями, которые бы отвечали сегодняшним реалиям.
К примеру, в РФ размер страховых отчислений достигает 30%. При этом российская демографическая структура более благоприятная, как и показатели соотношения численности работоспособного населения к пенсионерам. У нас же, как было отмечено ранее, численность населения трудоспособного возраста сокращается, а количество лиц пенсионного возраста увеличивается.
Также отмечу, что в ряде организаций были выявлены злоупотребления больничными, а именно – использование больничного листа не по назначению, в частности, для получения неправомерных выплат или для невыхода на работу. Во многих случаях суммы выплат работникам по больничным листам превышали суммы отчислений на социальное страхование в Соцфонд. В результате создается дополнительная нагрузка на бюджет фонда. Мы стараемся принимать соответствующие меры, чтобы выправить ситуацию.
По данным на 31 декабря прошлого года, из 6309 зарегистрированных в Соцфонде пенсионеров около 40% имеют ту или иную группу инвалидности. Этот показатель вызывает вопросы. В той же России, где третий год проводится специальная военная операция, нет таких показателей инвалидности. Ранее Президент дал поручение правоохранительным органам проверить обоснованность присвоения групп инвалидности. Будем ждать результатов.
– Во время одной из наших бесед вы отметили, что нужно урегулировать и некоторые вопросы выплаты декретных.
– Сейчас многие работающие женщины перед уходом в декретный отпуск оформляются на вторую работу, чтобы получить пособия по беременности и родам с двух мест работы. Из-за противоречий в законодательстве нельзя однозначно ответить, законно это или нет.
Например, в России, если женщина устраивается на работу менее чем за 12 месяцев до ухода в декретный отпуск, размер пособия по беременности и родам выплачивается в меньшем размере.
Толкованием закона занимается Парламент, поэтому мы обратились туда с просьбой дать разъяснения.
– А как обстоят дела с исполнением своих обязательств перед Соцфондом организациями, коммерческими структурами и индивидуальными предпринимателями?
– Большая часть плательщиков страховых взносов в Соцфонд – бюджетные организации. С ними проблем нет. С руководителями госпредприятий, у которых крупные задолженности, проведены разъяснительные беседы, в результате чего многие из них эти задолженности погасили, с другими же заключены соглашения о реструктуризации задолженности, они тоже постепенно долги погашают.
Продолжительное время не было эффективного взаимодействия и обмена информацией между Комитетом по налогам и сборам и Социальным фондом. Это создавало определенные сложности в вопросах постановки на учет в Соцфонде юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате чего многие из них не осуществляли обязательные страховые отчисления. Сейчас ведется работа по урегулированию взаимодействия между этими органами по обмену информацией. Это положительно скажется на том, чтобы субъекты бизнеса исправно осуществляли платежные обязательства перед Соцфондом.
У некоторых организаций есть задолженности перед Соцфондом с девяностых и нулевых годов. В общей сумме это составляет порядка 15 млн руб. По ним тоже работаем.
– Некоторые юридические лица, предприниматели и граждане уклоняются от уплаты страховых взносов. Чем это чревато для них в будущем?
– Мы проводим разъяснительные беседы с этой категорией граждан. Если они занимаются хозяйственной деятельностью, выполняют какие-нибудь работы или предоставляют услуги на платной основе, но при этом не регистрируются в Соцфонде и уклоняются от уплаты взносов, то в будущем при уходе на заслуженный отдых у них возникнут проблемы с назначением пенсий.
Они не могут рассчитывать на страховые пенсии, лишь на социальные, размеры которых значительно меньше. К тому же социальная пенсия, в отличие от страховой, выплачивается не с наступлением пенсионного возраста, а позже.
– Олег Феликсович, на одной из пресс-конференций вы отметили, что со временем мы будем вынуждены повысить пенсионный возраст. Анало-гичную рекомендацию на днях озвучили и члены Совета Федерации РФ, которые прибыли в Цхинвал для участия в совместном заседании Комиссии по сотрудничеству Совета Федерации и Парламента РЮО.
– На сегодняшний день в Южной Осетии пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Для представителей некоторых профессий есть возможность уйти на пенсию раньше наступления пенсионного возраста. Врачи, учителя, работники «вредных» производств и т.д. могут выйти на заслуженный отдых по выслуге лет.
Стоит учесть, что прогресс в медицине, улучшение условий жизни и другие факторы поспособствовали тому, что в мире растёт продолжительность жизни, а также увеличивается продолжительность трудоспособного возраста.
Даже у нас в республике работающие пенсионеры составляют значительную часть занятых. Они еще могут заниматься трудовой деятельностью и нет смысла отправлять их на заслуженный отдых в 60 и 55 лет.
Поэтому с учетом сказанного необходимо со временем повышать пенсионный возраст. На мой взгляд, его целесообразно довести до российских стандартов: 65 лет для мужчин и 63 года для женщин.
Иначе доля пенсионеров намного превысит численность людей трудоспособного возраста. В подобной ситуации будет невозможно своевременно выплачивать пенсии и пособия, а тем более довести их размеры до нормального уровня.
Учитывая демографическую структуру нашего населения и ряд других факторов, пенсионный возраст необходимо было повышать лет десять назад, чтобы сегодня мы не столкнулись с подобной проблемой. Отмечу, к вопросу повышения пенсионного возраста надо подходить очень осторожно, тщательно все взвесив. Это новшество не должно коснуться тех, кому по возрасту в ближайшие несколько лет положен выход на пенсию. Не должно быть такого, к примеру, что человеку исполнилось 59 лет, он через год собирается выйти на заслуженный отдых, и вдруг неожиданно пенсионный возраст повышают. Люди должны быть проинформированы о повышении пенсионного возраста как минимум за пять лет до выхода на заслуженный отдых.
– Какие еще меры предлагаете для решения проблемы нехватки средств в бюджете Соцфонда?
– Исходя из нынешних реалий, размеры страховых взносов из фонда оплаты труда необходимо повысить в два раза: с 11 до 22%. Тогда Соцфонд сможет своевременно выплачивать пенсии и пособия, также можно будет подумать об увеличении их размеров.
Далее – обоснованная выплата больничных листов во всех организациях и учреждениях. Во многих странах, за исключением случаев серьезных заболеваний, размеры выплат при временной потере трудоспособности бывают меньше тех сумм, которые бы человеку начислили в случае, если бы он на период болезни ходил на работу. В этом есть резон. Нам тоже надо сделать определенные шаги в этом направлении.
Особого внимания требует и присвоение групп инвалидности гражданам. Необходимо проследить за правомерностью присвоения МСЦ РЮО инвалидностей.
Нужно разобраться и с обоснованностью выплат пособий по беременности и родам.
Мы разработали предложения и планируем представить их в Правительство.
– Жителей республики интересует, как решается вопрос учета в РФ страхового стажа, наработанного ими после 1991 года.
– В ходе недавнего заседания Комиссии по сотрудничеству Парламента РЮО и Совета Федерации ФС РФ югоосетинские депутаты обратились к российским коллегам с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса. Ранее мы тоже ставили этот вопрос перед коллегами из РФ. Надеемся на его положительное решение.
Гугули ВАЛИЕВ