Очарованные небом. Героизм и трагедии

Любовь к небу всегда имела место в Южной Осетии. И первые ростки массового увлечения воздухоплаванием появились после того, как на окраине Цхинвала был построен аэродром.

18 августа 1936 года в Южной Осетии было образовано летное училище. Летное поле располагалось на месте бывшего ипподрома, и занимало территорию расположения 4-ой военной базы и микрорайона «Московский». Начальником авиационного училища был назначен Степан Сомхиев. К этому времени в среде осетин уже были первые летчики. Именно они и образовали костяк преподавательского состава.

Первый набор был из 35 человек. Авиаучилище должно было готовить пилотов, техников, обучать парашютному делу допризывную молодежь. В день открытия авиаучилища состоялись праздничные мероприятия: торжественный митинг, пламенные речи с обитой красным кумачом трибуны, танцы. И, конечно же, состоялся демонстрационный полет на планере, который пилотировал военный летчик А.Тасоев.

20 сентября училище получило свой первый учебный самолет «У-2». Именно эти самолеты и составили основу парка учебно-тренировочной авиации военно-воздушных сил СССР. В годы войны эти самолеты использовались и как ночные бомбардировщики, и как авиация связи."Летчик"

Молодые парни и девушки тянулись в небо, потому что профессия летчика была овеяна невероятной романтикой. В годы войны несколько летчиков осетин пали в боях с немецкими асами, другие завершили войну целыми и невредимыми. Летчики осетины В.Чочиев, К.Коблов и А.Остаев в прославленной когорте Героев Советского Союза.

Среди известных имен послевоенного периода – Герой Социалистического труда Х. Цховребов, осваивавший в СССР международные магистральные пассажирские авиалинии, А.Плиев – командир стратегического бомбардировщика «Ту-16», И.Остаев – герой нашего времени, пилот вертолета. Все эти имена на слуху.

Но были среди осетин летчики, у которых была нелегкая, порой трагическая судьба. Одержимость небом многим из них стоила жизни. 4 апреля 1970 года стал днем катастрофы пассажирского самолета «Ил-14» грузинских авиалиний. При посадке на аэродром у г.Запорожье (Украина) в результате нештатной ситуации самолет упал на землю и разрушился. Погиб командир воздушного судна Кузьма Сергеевич Битиев и шесть пассажиров. В последние минуты, когда стало ясно, что катастрофа неизбежна, командир авиалайнера приказал экипажу покинуть пилотскую кабину и перебраться в хвост самолета. В конец салона самолета должны были перебраться и пассажиры. Сам К.Битиев пытался посадить самолет в экстренной обстановке. К сожалению, не получилось.

Еще один летчик осетин погиб в самый разгар грузино-абхазской войны. 21 сентября 1993 года самолет «Ту -134» грузинских пассажирских авиалиний сухумского авиаотряда под управлением командира экипажа Г.Табуева совершал рейс Сочи – Сухум. Самолет заходил на посадку, когда был обстрелян из зенитного противовоздушного комплекса «Стрела-2». Лайнер загорелся и упал в море. Все находившиеся в самолете люди погибли.

Невероятные приключения выпали на долю еще одного летчика осетина Станислава Габараева. В 1983 году в Грузии была совершена очередная попытка угона самолета в Турцию. Ранее такая же авантюра, предпринятая сыном и отцом Бразинскасами, увенчалась успехом. Пассажирский лайнер был посажен под угрозой применения оружия в Турции, при этом погибла бортпроводница. В этот раз в поисках благ западной цивилизации самолет решили угнать представители тбилисской «золотой молодежи». Самое интересное, что духовным вдохновителем затеи с угоном самолета стал священник Теймураз Чихладзе.

18 ноября 1983 года трое членов группы с оружием прибыли в тбилисский аэропорт под видом новобрачных и их гостей, направляющихся в свадебное путешествие в город Батуми. Как и было рассчитано, их знакомая, сотрудница аэропорта Варсимашвили пропустила приятелей на посадку без спецконтроля и досмотра. Другие сообщники прошли на посадку как простые пассажиры.

В тот день дневным рейсом в Батуми должен был лететь самолет «Як-40», который и рассчитывали захватить террористы. Однако из-за уменьшения пассажиропотока пассажиров данного рейса пересадили на рейс № 6833 Грузинского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту Тбилиси-Батуми-Киев-Ленинград и который выполнялся на самолете «Ту-134». На борту находились 57 пассажиров (включая террористов) и 7 членов экипажа. Командиром воздушного судна был С.Габараев.

Вскоре самолет должен был произвести снижение для посадки в приграничном с Турцией грузинском городе Батуми. Этот момент был выбран террористами как точка максимального приближения к советско-турецкой границе. Однако из-за сильного бокового ветра диспетчер дал команду экипажу возвращаться на запасной аэродром (в Тбилиси), чего не знали угонщики. В 16.13 преступники начали захват самолета.

Вот как об этом говорится в материалах расследования. Трое угонщиков взяли в заложники стюардессу Валентину Крутикову и направились в сторону пилотской кабины. Остальные террористы начали стрельбу в тех, кто, по их мнению, походил на представителей службы авиационной безопасности. Дело в том, что после угона самолета Бразинскасами в самолетах стали летать вооруженные сотрудники безопасности. И угонщики об этом знали. Ранее, пользуясь своими связями, они получили возможность посмотреть специальный фильм, подготовленный после угона самолета в Турцию. Это была инструкция для экипажа при возникновении угрозы захвата авиалайнера. Поэтому террористы знали весь возможный алгоритм действий экипажа в нештатной ситуации.

В считанные секунды был убит пассажир А. Соломония (брат известного югоосетинского врача З.Соломония), тяжело ранены А. Плотко (штурман Грузинского управления гражданской авиации, летевший в отпуск пассажиром) и А. Гвалия, которые, как впоследствии выяснилось, никакого отношения к правоохранительным органам не имели.

Заставив Крутикову попросить пилотов открыть дверь, угонщики ворвались в кабину и, угрожая пистолетами, потребовали изменить курс и лететь в Турцию. В ответ на возражения экипажа Табидзе открыл огонь, убив бортинженера Чедию и тяжело ранив проверяющего Шарбатяна. Штурман Гасоян и пилот Гардапхадзе начали ответную стрельбу, в результате которой был убит один и тяжело ранены еще двое угонщиков. Пилотировавший самолет С.Габараев (он и Гардапхадзе были также ранены в ходе перестрелки) начал резкие маневры в воздухе по курсу и по высоте, чтобы сбить с ног преступников.

Воспользовавшись заминкой угонщиков, штурман Гасоян смог затащить Шарбатяна в кабину, а Крутикова помогла запереть снаружи дверь в пилотскую кабину. Командир передал на землю сигнал тревоги и начал возврат в Тбилиси. Произведя еще несколько выстрелов, но так и не сумев открыть бронированную дверь, террористы устроили в салоне кровавую бойню: убили пассажира Абовяна, ранили своих знакомых Меливу и Шалуташвили и троих пассажиров, издевались над бортпроводницами. По внутренней связи угонщики еще раз передали требования следовать за границу. Однако воспользовавшись плохой погодой и наступившими сумерками, экипаж сумел посадить захваченный лайнер в тбилисском аэропорту.

Был введен в действие оперативный план «Набат». Самолет, отогнанный на дальнюю стоянку, оцепили военные. Один из угонщиков Микаберидзе заставил бортпроводницу Валентину Крутикову открыть аварийный люк, после чего, увидев, что самолет все-таки приземлился в Тбилиси, а не за границей, застрелил ее и сам совершил самоубийство. Сидевший в самолете рядом с люком молодой военнослужащий, увидев это, выпрыгнул на поле и побежал от самолета. Приняв его за террориста, оцепление открыло огонь, думая, что убегает террорист. Очереди прошлись и по самолету, всего авиаборт получил 63 пулевых попадания. Только чудом в результате этой стрельбы никто не пострадал.

Угонщики повторили требования – дозаправка и беспрепятственный вылет в Турцию, иначе угрожали взорвать самолет. В ходе переговоров еще одному заложнику удалось бежать, при этом он сломал ногу.

В аэропорт срочно прибыло руководство Грузии во главе с первым секретарем ЦК Компартии Грузии Э.Шеварднадзе. Сюда же привезли родителей угонщиков, чтобы убедить их сдаться без дальнейшего кровопролития. Террористы не захотели их выслушать, передав по радио, что если те приблизятся, то самолет будет взорван вместе с пассажирами.

Поздним вечером в аэропорту приземлился специальный рейс с сотрудниками группы «Альфа» КГБ СССР. Пилоты покинули кабину через форточку, однако вытащить раненого Шарбатяна им не удалось, он скончался через несколько часов. Под предлогом технического обслуживания с самолета было слито топливо и произведены приготовления к штурму.

После многочасовых безуспешных переговоров в 6.55 19 ноября спецназовцы начали штурм самолета. Преступники так и не сумели воспользоваться имевшимися у них гранатами. Операция по обезвреживанию террористов длилась четыре минуты, при этом никто не пострадал.

В результате неудавшегося угона погибли семь человек: двое пилотов и бортпроводница, двое пассажиров и двое террористов. Еще 10 пассажиров и членов экипажа, а также двое террористов получили ранения. Следствие длилось девять месяцев. За это время в следственном изоляторе при невыясненных обстоятельствах умер лидер группы Иосиф Церетели. В августе 1984 года Верховный суд Грузинской СССР приговорил к смертной казни четырех членов преступной группы, остальные были приговорены к длительным срокам заключения. Члены экипажа были награждены правительственными наградами.

Р.КУЛУМБЕГОВ