«Обращайтесь в Югоосетпотребнадзор. Мы защитим ваши права» – Марина Кочиева

Сотрудники Югоосетпотребнадзора готовы рассмотреть любые обращения граждан о нарушении потребительских прав и принять необходимые меры, – отметила глава ведомства Марина Кочиева.

«Со всей ответственностью заявляю: ни одно обращение мы не оставляем без своевременного реагирования», – заверила Кочиева на пресс-конференции в Цхинвале, приуроченной ко Всемирному дню защиты прав потребителей.

Граждане могут обращаться в Югоосетпотребнадзор по поводу нарушения их потребительских прав в письменном виде, по телефону или предоставить видеоматериалы (г. Цхинвал, ул. Горького,39, тел: 8-929-806-5030). Заявитель должен быть идентифицирован, чтобы работники ведомства могли зарегистрировать обращение. По закону они не имеют права реагировать на анонимные обращения.

В 2023 году Югоосетпотребнадзор провел 225 контрольно-надзорных мероприятий, касающихся защиты прав потребителей. Из них около 52% были плановые, а 48% – внеплановые проверки. По результатам составлено 27 протоколов об административных правонарушениях и принято 35 постановлений о наложении штрафных санкций. В основном нарушения были связаны с реализацией просроченной продукции, отсутствием ценников на товарах и наличия на них сопроводительных документов.

Большинство нарушений прав потребителей выявили в ходе внеплановых проверок. В соответствии с законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки разрешается проводить только один раз в три года. За три дня предпринимателя обязаны уведомить об этом. Многие безответственные предприниматели пользуются этим и к приходу контролеров устраняют имеющиеся нарушения. К примеру, убирают с прилавков просроченные продукты и т.д. А после проверки –  выставляют их.

Внеплановые проверки проводятся на основе обращений граждан без предварительного уведомления предпринимателя. У работников надзорного ведомства бывает больше возможностей выявить имеющиеся нарушения.

При нарушении прав потребителя многие граждане ограничиваются выражением своего недовольства продавцу.

Южная Осетия – маленькая страна, и это зачастую обуславливает подобное поведение покупателей. В городе почти все друг друга знают. Поэтому многие не хотят официально обращаться в Югоосетпотребнадзор. Некоторые не знают своих прав. А некоторые почему-то не верят, что в ведомстве защитят их права.

«В этой связи хочу отметить, что только при активном содействии граждан мы можем обеспечить соблюдение потребительских прав. Они должны более эффективно взаимодействовать с нами и своевременно информировать о выявляемых покупателями нарушениях, – сказала Кочиева. – Люди также должны быть более осведомлены о своих потребительских правах. Когда недобросовестные предприниматели увидят, что покупатели юридически компетентны и активны в защите своих потребительских прав, у них будет меньше возможностей и желания нарушать их».

Кочиева добавила, что в связи с развитием электронной коммерции и т.д. работники Югоосетпотребнадзора подготовили ряд поправок и дополнений в Закон РЮО «О защите прав потребителей». Сейчас их согласовывают с профильными организациями. Вскоре планируют представить на рассмотрение правительства. Новшества направлены на повышение эффективности обеспечения защиты потребительских прав жителей республики.

По согласованию с Генпрокуратурой РЮО Югоосетпотребнадзор планирует провести проверки в торговых объектах республики на наличие на товарах ценников и сопроводительных документов.

 Гугули ВАЛИЕВ