О клубе «Аполлон», перевале Дзедо и далеком 1979-м

Теплым летним днем 2013 года в самом начале Летского ущелья из пыльного грузовика высадились 13 любителей Прекрасного. Выстроившись в цепочку и устремив взгляд на рюкзак впереди идущего, они пошли навстречу перевалу Дзедо…. Дан старт новому походу легендарного студенческого клуба «Аполлон».

Каждое долгое и увлекательное путешествие начинается со слов – «Я знаю короткий путь». Свято веря в то, что Георгий (впередсмотрящий) точно знает, где пролегает этот «короткий путь», мы шаг за шагом преодолевали заросли рододендрона, штурмовали крутые склоны и любовались красотами Летского ущелья. Так как «короткий путь» так и не был найден, а до предполагаемого места ночевки было еще далеко, мы, еле отдышавшись, теми же зарослями и крутыми склонами вернулись назад к ближайшей поляне.

"ФотоБыло жаль, что в первый день мы не дошли до «предполагаемого места ночевки», но мы не дошли туда и во второй день, и в третий… и вовсе не дошли. Обнаружив на второй день пути весьма привлекательную поляну, с одной стороны которой журчали веселые водопады, с другой – протекала довольно удобная для бытовых целей речушка, мы решили разбить там базовый лагерь. И не пожалели. С северо-запада величественно смотрела Халаца. Ее могучие и непреступные склоны завораживали своей суровой красотой. Этот вид завораживал. Но прошедшие на днях в ущелье ливневые дожди не оставляли места мыслям о восхождении на вершину Халацы. Мы не дерзнули. Лишь отрывая зачарованный взгляд, мы могли видеть свою цель – перевал Дзедо!

День третий. Нас не удивляло то, что мы опять ищем путь к перевалу. Весело карабкаясь вверх по крутому травянистому склону, мы то и дело оборачивались назад, любуясь долиной, радовались видом наших палаток, которые с высоты птичьего полета смотрелись как разноцветные кубики, и шли дальше. Вскоре путь к седловине перевала был найден, но удивлению все же суждено было нас постичь. Ведь вместо ожидаемой тропинки мы увидели дорогу. Дорога, шириной в два-три метра, местами заросшая травой, боками срывающаяся в обрыв, не скрывая своего возраста, горделиво уходила вверх по крутому склону. Она медленно повела нас к перевалу. В пути дорога о многом рассказала. Она вспоминала о телегах, скрипящих деревянными колесами, ловких наездниках, о людях из далекого прошлого – об их радостях и стенаниях, о суровости быта и могучей силе духа. Именно по этому пути множество поколений наших предков, преодолевая трудности перевала Дзедо, могли перемещаться с Юга Осетии на Север, либо обратно. В настоящее время по перевалу Дзедо, соединяющему верховья рек Зруг на севере Осетии и Джоджора на юге, проходит государственная граница. Под западным гребнем вершины Дзедо в Главном Кавказском Хребте лежит широкая, заросшая травой седловина перевала Дзедо. Так мы достигли цели!

…Теплым летним днем далекого 1979 года в самом начале Летского ущелья из пыльного грузовика высадилась группа любителей прекрасного. Выстроившись в цепочку, группа пошла навстречу перевалу Дзедо.

Трудно сказать, знал ли Впередсмотрящий «короткий путь». Он лишь вел группу вперед, и все в группе знали, что к цели они непременно придут. Ведь Впередсмотрящий дал слово, а оно очень многого стоило. И не было поступков, которые бы могли поспорить с его словом. Редкостное благородство, справедливость, высочайшая нравственность, мужество и самоотверженность руководили мыслями этого человека. Он никогда не менял своих принципов, и жизнь не смогла его поменять… Конечно, та группа окинула взглядом Летское ущелье с высоты перевала Дзедо.

А в 2013 году поход на хорошо знакомый перевал клуб «Аполлон» посвятил памяти Тимура Каджаева – Впередсмотрящего того самого далекого 1979 года.