Два года назад на территории микрорайона «Хурзарин», расположенном к северо-востоку от Цхинвала, неподалеку от четырех трехэтажных многоквартирных домов и нескольких коттеджей, было построено около двадцати индивидуальных деревянных домов из клееного бруса. Проект осуществлен по линии Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию РЮО. Комплекты сборных домов были закуплены в России (в Нижегородской области) и в Белоруссии. Их монтажом занимались разные строительные организации. Деревянные дома из клееного бруса имеют не только вполне привлекательный вид, они считаются экологически безопасными и долговечными. Благодаря специальной обработке брус не гниет и не растрескивается.
Однотипные домики, каждый площадью около 80 кв.м., расположились на небольшом склоне в две ровные шеренги, образовав улицу. Тротуары выложены плиткой, а вот проезжая часть улицы нуждается в ремонте, старый асфальт в довольно плохом состоянии.
Срубы из клееного бруса вместе с приусадебными участками (около 10 соток) были распределены в прошлом году между нуждавшимися в жилье многодетными семьями. На днях журналисты нашей редакции побывали в «Хурзарине», чтобы ознакомиться с тем, как людям живется на новом месте. Они довольны и рады тому, что после многолетних скитаний по съемным квартирам или родственникам, наконец, обрели собственное жилье. Фатима Пухаева говорит, что осуществилась ее давнишняя заветная мечта. Вместе с супругом-инвалидом и детьми она долгое время кочевала по съемным квартирам. «После 17 лет мытарств наша семья, наконец, обрела свой собственный дом. Это большое счастье, – довольна Фатима. – У нас имеется и свой огород, которого нам вполне хватает».
Очень нравится новое жилье и семье Келехсаевых, которая несколько лет проживала в непригодных условиях в девятиэтажном полуразрушенном доме по ул. Маяковского, пострадавшем в войну 2008 г. Из-за сырости и холода их дети часто болели. Отдельный сруб получила в собственность и семья Дзукаевых. Хотя в их и еще в одном доме почему-то нет подвального помещения, в отличие от других, но это их не сильно огорчает, главное – теперь у них есть свой кров.
Появление новых микрорайонов – факт приятный. Наш город расширяет свои границы, будет развиваться. Но создание микрорайона предполагает не только строительство жилых домов, необходимо вместе с тем создавать соответствующую инфраструктуру для обеспечения проживающего в нем населения нормальными условиями жизни. Особенно, если жилой комплекс, как, к примеру, «Хурзарин», находится на почтительном удалении от города, хотя и считается его частью.
Микрорайон электрифицирован, нет проблем с водоснабжением, но здесь пока нет природного газа. Газопровод обещают подвести до конца этого года. Жители надеются, но подобные обещания даются не первый год. Учитывая тот факт, что в микрорайоне проживает много многодетных семей, и не только в указанных срубах, но и в полностью заселенных трехэтажках, есть настоятельная необходимость в открытии на территории «Хурзарин» дошкольного учреждения. Люди в нем очень нуждаются, они вынуждены возить своих малышей в городские детсады. Стоит задуматься и о строительстве общеобразовательной школы, а также детской игровой площадки. На территории микрорайона стоит заброшенное трехэтажное здание бывшей сельской администрации, которое можно капитально отремонтировать и использовать как объект социально-культурного назначения. В 2011 году правительство рассматривало такие планы, однако до конкретных решений тогда дело не дошло.
Одной из насущных проблем, по словам жителей микрорайона, является транспортное обслуживание. В «Хурзарин» из Цхинвала несколько раз в день курсирует пассажирский автобус, но этого недостаточно, особенно в утренние часы, когда люди спешат на работу в город, а дети в школы. Единственный автобус каждое утро битком наполняется, не все в нем умещаются, кому-то приходится ловить попутные машины, чтобы добраться до города, пешком такой путь трудно преодолеть. Больше всех страдают жильцы деревянных домов, которые расположены дальше от автобусной остановки. «Здесь проживает много многодетных семей. Нужен еще один автобус, хотя бы на утреннее время, чтобы дети могли ездить в школу», – просят жители микрорайона. Кстати, стоимость проезда сюда или обратно составляет 15 рублей, тогда как по городу она на 5 рублей дешевле.
Разумеется, не все делается сразу. Обозначенные проблемы наверняка будут со временем решаться. «Хурзарин» должен развиваться. Но решение некоторых вопросов нельзя откладывать в долгий ящик.
В. КАЛАЕВ