О развитии национальной журналистики, и о том, какое будущее ожидает СМИ в интервью газете «Южная Осетия» рассказала руководитель Комитета информации и печати РЮО Мария Котаева.
– Мария Феликсовна, несмотря на то, что наша беседа происходит накануне праздника — Дня национальных СМИ, давайте начнем ее с обыденных вопросов. Что на Ваш взгляд в информационной сфере требует особого внимания?
– Если говорить в контексте наших государственных СМИ, то на мой взгляд акценты надо ставить на увеличение объемов работы в социальных сетях. Во всем мире и в России все интернет агентства, газеты, журналы и телеканалы интегрировались и ушли в социальные сети, представлены в ВК, ютубе и особенно активно в Телеграмме.
За последние 10 лет очень сильно изменилась журналистика и подача информации. Так как почти вся наша жизнь привязана к смартфону – мы совершаем покупки и оплачиваем через телефон, общаемся в социальных сетях и все наше время и внимание сконцентрированы на экране телефона, то все СМИ перекочевали в социальные сети – туда, где мы проводим наше время. Южная Осетия не стала исключением и эти изменения у нас прижились. Мы уже не кликаем в браузере название сайтов информагентства, а заходим на официальные странички «Рес», «Спутник», в Телеграмм и читаем новости там. Кроме того, есть каналы местных блогеров, которые также делятся новостями официальных СМИ, что дает дополнительные просмотры.
Работа редакций в соцсетях имеет свои требования к оформлению текстов. На различных образовательных площадках молодых журналистов обучают навыкам работы smm – менеджера, и такие специалисты сегодня высоко востребованы не только в журналистике, но и в сфере продаж, коммерции и рекламе. Редакции всех наших газет в последние два года развивают свои телеграм-каналы, а все эфиры и передачи ГТРК «Ир» можно посмотреть в ютуб – канале. Конечно, сложно увеличивать аудиторию и подписчиков: надо постоянно держать внимание читателей, зрителей, а это возможно только при регулярной работе в соцсетях и подаче актуальной информации. Обязательно надо разбавлять официоз более легкой тематикой. Новости политики важны и нужны, но обязательно надо давать аудитории социальную тематику, все, что близко и интересно самому обычному человеку.
– Какую главную цель Вы ставите перед Комитетом информации и журналистами Южной Осетии?
– У Комитета информации вместе со всеми СМИ одна задача – делать нашу работу качественно и интересно. Бывает многие не ленятся укорять СМИ и журналистов, есть такие «диванные эксперты», которые всегда знают «как надо и как правильно». Но, в каждой профессии и в любой сфере деятельности есть свои сложности, с которыми естественно не знаком человек не из сферы, но эти неудобства и проблемы можно решать только внутри большого коллектива, где в основном работают люди по много лет и хорошо знают те или иные нюансы и обстоятельства.
Сфера деятельности у нас довольно обширная и многогранная, которая, естественно, требует модернизации, чтобы должным образом отвечать абсолютно всем требованиям времени.
– Для создания современной информационной службы нужна материально-техническая база… Как обстоят дела в этом плане?
– Все же относительно. Конечно, в идеале хотелось бы видеть редакции наших газет полностью укомплектованными.
Единственное, что нам необходимо – это хорошие фотоаппараты. Конечно, опции приличного смартфона не плохо справляются с фотографией, но если подходить с профессиональной точки зрения, то обновить фотоаппараты хотелось бы. Но, в целом условия работы в редакциях приличные.
Обновления требует оборудование типографии, что качественно улучшило бы выпуск книг и газет. Сегодня, в условиях быстро меняющихся цен и ухода с рынка многих производителей техники сложно совместить потребности предприятия с имеющимися финансовыми возможностями. Руководство типографии последние 10 лет регулярно обращается за господдержкой в вопросе обновления типографских станков, но форма организации у предприятия хозрасчетная, и это предполагает самообеспечение. Это правильно, но опять-таки – уровень доходов типографии не в состоянии обеспечить потребности в техническом обновлении.
– А на ТВ как с оборудованием?
– Вот вопрос обновления оборудования телевидения стоит остро, но это многомиллионные траты и дорогое удовольствие. В отличие от остальных СМИ телевидение нуждается в качественном обновлении техники и формата эфира. Это многолетняя проблема. На мой взгляд телевидение надо вносить в инвестпрограмму. Другого выхода я просто не вижу. Надо улучшать условия работы и на радио. Частые сбои, возникающие с радиосигналом хоть и не относятся к Комитету информации, но это не причина не упомянуть о проблеме. Замена передатчиков сигнала положительно отразилась бы на результатах работы Государственного радио. Мы приглашали и российских коллег с федеральных каналов и с Северной Осетии. Они посетили телевидение, посмотрели, надо менять и улучшать все: и студии, и камеры, и микшеры, и серверные, и видеокамеры.
– Как Вам удается решать вопросы финансирования?
– На сферу СМИ в год в государственном бюджете заложено более ста миллионов. Это ведь не малые суммы. А если посмотреть детально, то львиная доля средств уходит на заработную плату более 300 сотрудников, оплату коммунальных услуг редакций, услуги связи и многое другое. А на приобретение оборудования остается мизер. Тем более бюджет формируется и не меняется из года в год, по расчетам если я не ошибаюсь 2015 года. С тех пор цены выросли во много раз.
Но, с другой стороны, мы должны понимать, что ожидать больших финансовых вложений и увеличения бюджета на фоне, когда идет СВО и федеральный бюджет ориентирован на защиту интересов государства, не приходится. Поэтому нам надо думать над проведением реформ внутри самой информационной системы, чтобы изменить приоритеты расходов. Если смотреть с точки зрения финансов, мы содержим огромные здания и платим большие суммы за электроэнергию, отопление, и много всего. К чему я это все перечислила – итоговая сумма годовая на СМИ из госбюджета не маленькая. Вот надо думать, как изменить статьи расходов и это возможно провести только через внутренние реформы.
В мае этого года нам одобрили выделение денежных средств из фонда президента республики на техническое оснащение пресс-центра Комитета информации – это плазменный монитор, проектор на всю стену для презентаций, новые ноутбуки. Мы были приятно удивлены и у нас появилась возможность более качественно показывать работу, проводить презентации. А так по сегодняшнему ценнику, на годовой бюджет, предназначенный для приобретения оборудования мы не сможем даже один ноутбук купить. Поэтому техническое обновление нашего пресс-центра из фонда президента для нас – минус одна большая проблема.
– Вы удовлетворены тем, как решаются задачи, стоящие перед информационным ведомством?
– В целом – да. Коллективы работают каждый по своему направлению. В нашей профессии мы каждый день должны искать новости, рассказывать людям о последних событиях. А информационная повестка по насыщенности бывает разной – порой достаточно информационных поводов, иногда – время засухи, но журналисты всегда находят и темы для репортажей и информационные поводы. Поэтому с большим уважением отношусь и к профессии журналиста, и к коллегам, которые не срывают графики.
Конечно, есть над чем работать. Эти вопросы мы регулярно обсуждаем в комитете с редакторами на коллегиях, рассматриваем, где у нас есть недоработки, где надо более активно работать. Это текущие обычные процессы.
– Что надо сделать для повышения эффективности деятельности информационной системы?
– Мы живем и работаем в маленькой стране, где в принципе нет конкуренции. Работа в небольших регионах порой расслабляет и соответственно отражается и на качестве, и на эффективности работы. Наличие конкурента в профессии всегда держит в здоровом тонусе команду, заставляет придумывать новые проекты, форматы отличные от привычных или приевшихся и так рождаются и новые оформления и растет эффективность. Конкурирующих СМИ у нас нет. Все СМИ государственные, выполняют одну повестку, просто в разных форматах.
– Перед государственными СМИ стоит сложная задача соблюдения баланса между властью и читателями, зрителями. Как Вы оцениваете взаимодействие СМИ и власти в настоящее время?
– Спасибо за вопрос. Я думаю, что, пользуясь интервью я смогу публично дополнительно напомнить о важности взаимодействия министров, чиновников и высоких государственных служащих с журналистами. Некоторые представители власти расценивают общение с журналистами как личное желание или наоборот нежелание общаться. А по факту это одна из обязанностей каждого ответственного лица информировать общество о проделанной работе, о планах и обо всем, что не составляет государственной тайны. Конечно, это касается далеко не всех министров. Но, будем честны, есть у нас очень закрытые чиновники, которые всеми возможными способами уклоняются от общения с журналистами. Причины называются самые разные или же просто не выходят на связь. Мы с пониманием относимся к высокой занятости каждого политика, государственного деятеля, но в условиях цейтнота руководителя хотелось бы более активной работы пресс-служб отдельных министерств и ведомств. За молчание отдельных министров порой достается порция критики в адрес журналистов, которых общество обвиняет в замалчивании или утаивании информации. Это не совсем справедливо и бывает обидно за коллег.
– Вы не мало усилий приложили для налаживания сотрудничества между СМИ РЮО и РСО-Алания. Какие проекты планируете реализовать с североосетинскими коллегами?
– С коллегами из Северной Осетии у нас налажено профессиональное сотрудничество, сложились теплые дружеские взаимоотношения. Южная Осетия всегда участвует в мероприятиях, которые организуют наши коллеги – образовательные форумы, книжные ярмарки, курсы повышения квалификации, мероприятия по случаю профессиональных праздников и знаменательных дат – всегда в числе главных приглашенных и первых участников, за что конечно же большие слова признательности и благодарности нашим коллегам и друзьям.
Журналисты СМИ Южной Осетии – неоднократные победители журналистского конкурса на премию главы РСО-Алания. Только благодаря многолетней дружбе с генеральным директором ГТРК «Алания» Тимуром Кусовым мы сняли в прошлом году к юбилею признания независимости Южной Осетии в кратчайшие сроки качественный документальный фильм с уникальными кадрами. Это все результаты должного взаимодействия.
– Ваши пожелания нашим коллегам, журналистам и печатникам, редакторам и всем работникам СМИ в День национальных средств массовой информации.
– В наш профессиональный праздник хочу пожелать коллегам неугасающей искры и интереса к своей профессии, крепкого здоровья и бодрого настроения. Всем ветеранам югоосетинской журналистики, внесшим большой вклад в новейшую историю нашего государства низкий поклон. Мы вас любим, ценим и всегда с теплотой помним ваши советы.
– Спасибо Вам за интервью и самых добрых вестей и Вам, и всем нашим коллегам!
Залина ЦХОВРЕБОВА