Народный учитель

""

Педагог от Бога, народный учитель – это лишь немногие из эпитетов, которыми современники характеризовали заслуги Ивана Варденовича Джагаева, внесшего значимый вклад в развитие сферы образования Южной Осетии. К сожалению, недавно не стало любимого многими поколениями цхинвальцев учителя…
Образовательная сфера нашей страны помнит имена многих подвижников, настоящих представителей старой школы педагогов, отдававших все силы любимой профессии. Одним из них был Иван Джагаев, родившийся в далеком 1929 году в с.Ходабул Знаурского района Южной Осетии. В 1947 году он с отличием заканчивает Корнисскую среднюю школу. Далее учеба на физико-математическом факультете ЮОГПИ. После вуза молодой учитель математики был направлен на работу в высокогорное село Згубир, куда в те времена можно было добраться только пешком от райцентра Дзау, или на лошадях, преодолев более двадцати километров.
По истечении нескольких лет Ивана Джагаева переводят в 8-летнюю школу с.Чеселт, а потом – в начальную школу отдаленного села Машхара. Здесь он проработал более 5 лет, после чего был переведен в открывшуюся в г.Цхинвале школу-интернат.
И.Джагаев преподавал математику и в средней школе №5, а с 1975 года возглавлял Цхинвальскую вечернюю школу.
О признании его заслуг говорит перечень наград, которыми Иван Джагаев был удостоен за долгие годы педагогической деятельности.
Среди них – медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», значок «Победитель социалистического соревнования 1973 года», нагрудный знак «Отличник народного образования», многочисленные дипломы и почетные грамоты от республиканского министерства просвещения.
В 1977 году он был избран делегатом на четвертый съезд учителей ГССР от Южной Осетии.
Школа, которую он возглавлял, также несколько раз награждалась грамотами и дипломами республиканского министерства просвещения, республиканского комитета профсоюзов работников высшей школы и научных учреждений, а также ЦК ЛКСМ ГССР.
С 1983 года Ивана Варденовича назначают завотделом науки, народного образования, культуры и здравоохранения комитета народного контроля г. Цхинвал. Он принимал активное участие и в общественной жизни Южной Осетии.

Оценки коллег
За свою долгую педагогическую деятельность Иван Джагаев всегда считался среди коллег проводником новой мысли, учителем-новатором.
Много работая над собой, он старался уследить за научно-методической литературой того времени. Новые достижения в педагогической науке Иван Варденович всегда стремился донести до своих учеников.
В скором времени известность Джагаева перешагнула пределы Южной Осетии, в газете «Вечерняя Москва» ему посвятили большую статью, назвав одним из выдающихся педагогов СССР.
Ответственный подход директора Цхинвальской вечерней школы к своей работе отмечали и на уровне местного руководства. «К выполнению своих служебных обязанностей он относится серьезно, является опытным руководителем школы. Все возложенные на него обязанности со стороны вышестоящих органов народного образования и партии выполняет своевременно, аккуратно и добросовестно. Джагаев И.В. всегда требователен к себе и подчиненным. Систематически оказывает педагогическую и методическую помощь учителям, особенно молодым и малоопытным. Постоянно работает над собой с целью повышения своего идейно-политического кругозора и профессиональной квалификации», – подчеркивал заведующий Цхинвальским гороно Р. Тадтаев.

Находить нераскрытые таланты
Специфика работы в Цхинвальской вечерней школе заключалась в том, что учебные учреждения подобного типа имели дело с рабочей молодежью, с теми, кто параллельно с работой стремился повысить свой уровень образования. Соответственно, такой контингент не мог уделять столько же времени занятиям в школе, сколько обычные школьники.
В этом вопросе также проявлялся ответ-ственный подход Ивана Джагаева к своему делу, поставившего главный акцент на качестве обучения и воспитания в вечерней школе. Требуя от учителей умения четко и целенаправленно планировать свою деятельность, он осуществлял постоянный контроль над уровнем образовательного процесса, анализируя слабые и сильные стороны в работе каждого.
Требуя увеличения посещаемости занятий в вечерней школе, директор привлекал к решению этого вопроса руководителей организаций и предприятий города.
Списки не являющихся на занятия молодых рабочих через закрепленных за предприятиями учителей передавались по месту работы, где на них оказывали, что называется, воспитательное воздействие.
Гибкий и ответственный подход применялся и к самому учебному процессу. «Не секрет, что на занятия в наших школах учащиеся приходят слабо подготовленными. Мы решили путем организации самостоятельной работы учащихся с учебниками помочь им освоить и закрепить изучаемый материал непосредственно на уроке. При подведении итогов мы выставляем поурочные оценки учащимся, принимавшим активное участие на занятии. Это положительно влияет на качество и результативность урока», – отмечал Джагаев.
Добиваясь повышения качества образования, он стремился искоренить формализм в оценке результатов учебы.
Несмотря на требовательность, до сих пор его бывшие ученики с благодарностью и теплотой вспоминают своего учителя и директора, отмечая его открытый характер, строгость и принципиальность, сочетающиеся с готовностью прийти на помощь в любой ситуации.
В свою очередь Иван Варденович в своих учениках прежде всего ценил такие качества, как ответственность, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения и честность.
Он всегда подчеркивал, что нельзя работать в школе, если не любишь детей. Стремясь превратить школу во второй дом для своих учеников, он отмечал, что учитель должен быть хорошим психологом и уметь налаживать взаимопонимание с детьми, находить в каждом из них изюминку, нераскрытые таланты.
А для этого в первую очередь он старался создать творческую атмосферу в коллективе, внедрять индивидуальный подход, создавать и хранить добрые школьные традиции.
А. ГЕРГАУЛОВА