8 апреля в Южной Осетии отметили День Конституции, которая была принята на референдуме в 2001 году. По случаю Дня Конституции Государственный комитет информации и печати в Международном пресс-центре провел круглый стол под названием «Конституция Республики Южная Осетия: история, современность, перспективы». Участвовали председатель Парламента Станислав Кочиев, генеральный прокурор Мераб Чигоев, председатель Верховного суда Илона Хугаева, президент Медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева, депутат Парламента Геннадий Кокоев, председатель коллегии адвокатов Анатолий Хугаев и другие.
Вел круглый стол председатель Государственного комитета информации и печати Вячеслав Гобозов. Председатель Парламента Станислав Кочиев сделал основательный экскурс в новейшую историю Южной Осетии, в ходе которого обрисовал основные моменты конституционного развития республики. По его словам, нашему народу приемлема больше коллективная форма управления государством, как было до 1996 года. Однако последовавшие изменения в Конституцию в 1996 году привели к переходу на президентскую форму правления.
По мнению Станислава Кочиева, необходимо тщательно проанализировать прошлое и впредь не допускать ошибок, которые генерируют кризисные ситуации в нашем обществе. «Когда Конституция строится под одного человека – это характерный признак тирании, которая не допускает деятельности других ветвей власти. Не может человек взвалить на себя полномочия всех ветвей власти. Яркий пример – создание Президиума Правительства, который был подотчетен лично Президенту», – сказал С.Кочиев.
Под этим он имел в виду указ экс президента Эдуарда Кокойты о создании Президиума Правительства в октябре 2008 года, который сам же и возглавил.
Несовершенство Основного Закона признал и генеральный прокурор Мераб Чигоев. По его словам, в Конституции много противоречий. «Получалось так, что одна ветвь узурпировала власть и, внося изменения в Конституцию, создавали нонсенс. Вносились поправки для того, чтобы подмять под себя Конституцию, взять больше власти», – отметил Мераб Чигоев.
«Но сегодня мы на другом этапе развития республики и нам нужно вернуться к Конституции и не торопясь принять такой документ, который бы работал на десятилетия вперед. Считаю, что в работе над Конституцией должны принять участие все. Думаю, одних поправок недостаточно, нужно принять новую редакцию Конституции и выносить на референдум», – предложил Мераб Чигоев.
Его поддержал председатель Госкомитета информации и печати Вячеслав Гобозов. Глава информационного ведомства отметил, что в конституциях многих государств отдельные статьи не меняются десятилетиями. «Одними поправками не обойтись. Думаю, следует создать официальную Конституционную комиссию с широким обсуждением вопросов и с участием общественности», – сказал Вячеслав Гобозов.
Участники круглого стола признали, что в последнее время в Конституцию были внесены поправки, улучшающие деятельность органов государственной власти.
Так, по словам председателя Верховного суда Илоны Хугаевой, исправлены перекосы в Конституции, касающиеся судебной власти.
«Единство статуса судей предполагает единый порядок их назначения и освобождения. Председатель Верховного суда, его заместитель, судьи высших судов назначались по представлению президента в Парламент, а председатели городского и районного судов – президентом. Сейчас эти перекосы исправлены, существует единый порядок назначения, и все судьи назначаются Парламентом по представлению президента», – отметила Илона Хугаева.
Пока не изменилась ситуация в отношении судей Конституционного суда. «Надо исходить не из амбиций, а из принципов строительства государственности и норм международного права. Подход должен быть только такой», – заключила главный судья республики.
По мнению президента Медиа-центра «Ир» Ирины Гаглоевой, самой действенной была первая Конституция республики 1990 года. «Она воспринималась обществом как документ, который регулировал жизнь общества. А дальше начинается вульгаризация истории конституционного развития и начинает принимать персонифицированные характеристики. Она отвечает не на ту реальность, в которой общество находится, а отвечает потребностям отдельных персон», – отметила Ирина Гаглоева.
В таких процессах важна политическая культура и активность граждан. «В 90-е годы активность и культура были по мере того, как идет централизация власти, происходит метаморфоза с Конституцией. Она становится личной потребностью власти. И общество это допускает», – раскритиковала инертность граждан Ирина Гаглоева. По словам руководителя Медиа-центра, в республике большое количество НПО, которые работают в сфере прав человека, однако неправительственный сектор не анализирует процесс конституционного развития, это касается и политических партий.
«Конституция – это сакральный документ. Конституция, в которую часто вносятся поправки, девальвируется. Происходит процесс правовой деградации. Деятельность Конституционной комиссии должна быть открытой. Я согласна, нужна новая Конституция, но медлить в этом вопросе нельзя», – подчеркнула Ирина Гаглоева.
Генеральный прокурор Мераб Чигоев отметил, что в Институте права России в целом неплохо отозвались о Конституции Южной Осетии, предложив внести в преамбулу исторические корни народа.
«Сегодня у нас нет нормальных законов о Парламенте, Правительстве, Президенте и выборах. Их нужно принять, чтобы они не противоречили Конституции. Нужна Конституция, написанная простым языком, менять стилистику изложения. Основополагающие моменты не должны меняться, а нужно вносить изменения путем референдума», – отметил Мераб Чигоев.
Руководитель коллегии адвокатов Анатолий Хугаев обратил внимание на тот факт, что необходимо вернуться к демократическим основам, когда партиям и объединениям предоставлялось право законодательной инициативы. «Необходимо, чтобы не только парламентским партиям было предоставлено право законодательной инициативы, но и другим. Они могли бы вносить законопроекты в Парламент, которые бы стали обязательными для обсуждения», – предложил реанимировать старый опыт Анатолий Хугаев. По его словам, следует обратить внимание и на проблему местного самоуправления, которая прописана в Конституции, однако фактически не действует. В частности, главы администраций районов и города Цхинвала назначаются президентом. Начало этому было положено еще в 90-х годах.
Депутат Парламента Геннадий Кокоев вспомнил, как навязывалась народу конституция 2001 года. «Была проведена информационная атака с созданием общественного мнения в русле с мотивировкой, что республика может остаться без Конституции вообще. Крен Конституции в сторону исполнительной ветви, в сторону президента привел к тому, что президентская форма правления в том виде, в котором она есть и закреплена Конституцией, показала неэффективность в мирное время, в военный период и послевоенный период восстановления», – заметил Геннадий Кокоев.
По его словам, принятие новой Конституции, конечно же, необходимо. «В то же время это будет свидетельствовать о признаке нестабильности в обществе, в нашем государстве. Ведь это будет уже четвертая по счету Конституция», – подчеркнул депутат.
Он также обратил внимание на тот факт, что, к примеру, импичмент президента, т.е. отрешение его от власти, по конституции республики возможно лишь при парламентском большинстве в три четверти, а не две четверти, как принято во всем мире, т.е. простым квалифицированным большинством.
По мнению главного редактора газеты «Южная Осетия» Залины Цховребовой, в нашем обществе наблюдается определенный уровень отсутствия знаний новейшей истории Южной Осетии. По ее словам, в результате опросов общественного мнения выяснилось, что большая часть населения не знает, что 8 апреля – День Конституции Республики Южная Осетия.
«Считаю, что необходимо провести большую образовательную и информационную работу на этом направлении. На государственном уровне необходимо проводить уроки в школах, чтобы подрастающее поколение знало о дне принятия Конституции республики и, естественно, о его значении в жизни государства», – заметила Залина Цховребова.
В целом, красной нитью в выступлениях участников круглого стола прошла мысль о принятии новой Конституции и, как видно, в ближайшем будущем начнется широкое обсуждение вопросов, касающихся принятия новой Конституции с учетом негативного опыта последних лет.
Сармат КОЗАЕВ