На финишной прямой, или выводы постфактум

История с договором о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией подходит к своему завершению. По крайней мере, с российской стороны основные процедуры пройдены, проект согласован в правительстве РФ и отправлен на утверждение президенту. Получив окончательный с российской стороны проект договора, последние процедуры должна провести югоосетинская сторона, после чего остается назначить дату церемонии подписания. По сообщениям официальных структур, Договор о союзничестве и интеграции планируется подписать на уровне глав государств, что еще раз подчеркнет значимость этого межгосударственного документа.

Нынешняя версия проекта, как уже не раз отмечалось, стала результатом компромисса в ходе согласования в рамках совместной российско-югоосетинской рабочей группы. Во многом компромиссной она оказалась и для сторонников различных точек зрения внутри самой республики касательно содержания этого документа, степени и характера интеграции. И хотя, последний проект все же до конца всех так и не устроил, тем не менее, излишнюю остроту в развернувшихся бурных баталиях, он снял.

Впрочем, среди определенных кругов некоторые пункты по-прежнему порождают фантомные страхи. Так, утверждается, что отдельные подразделения Вооруженных сил РЮО и органов безопасности, которые войдут в состав соответствующих российских ведомств, подвергнутся чуть ли не тотальным сокращениям и чисткам. Однако по информации из российских структур, никто ничего подобного на практике делать не собирается. Отдельные подразделения, которые будут определены при разработке дополнительных соглашений, войдут в состав ВС РФ в такой форме и в таком составе, в котором они сейчас функционируют. Более того, оптимизация, которую планируется провести в ряде ведомств страны, в том числе в правоохранительных органах, никакого отношения к заключению договора не имеет. Примерно так же обстоят дела с другими фобиями, распространяемыми вокруг некоторых пунктов договора.

С российской стороны все действия вокруг разработки и согласования договора носили подчеркнуто толерантный и демократический характер, основанный на уважении к Южной Осетии и к ее народу. Ситуация с договором показала, насколько взаимодействие между РФ и ее союзниками отличается от того, что мы видим во взаимоотношениях между западными странами и их сателлитами. Стоило Украине отложить заключение соглашения об ассоциации с ЕС, как она тут же получила госпереворот, вылившийся в войну новых властей против собственных граждан.

Грузия же подписала соглашение с ЕС с типично азиатской помпой под звуки мелодии «Шалахо» и под аккомпанемент публичной потасовки между высшими должностными лицами, пытавшимися отбить друг у друга честь запечатлеть свой автограф под не до конца прочитанным документом. Не успели еще все страны ЕС ратифицировать соглашение об ассоциации с Грузией, как грузинское общество начало ощущать на себе не слишком привлекательные последствия этого евроманускрипта. Первыми пострадали обычные граждане Грузии, особенно в сельских местностях. Ведь в соответствии с соглашением, теперь лекарства в аптеках прихворавшие жители Картвелистана могли купить только по рецепту врача. А учитывая, что зачастую на несколько сел приходится один врач, можно представить, в какую канитель с сопутствующей коррупционной составляющей вылилось это евронововведение. Людям приходилось стоять в многочисленных очередях, а то и обходиться народными средствами, не каждый больной в состоянии отправляться на прием к врачу, выстаивая очереди. Пришлось тбилисским властям втихую подвергать ревизии «священные» тексты соглашения. Еще одним новшеством, которое чуть было не загубило столь старательно лелеемую сферу экономики Грузии, как туризм, стали новые правила получения виз, также введенные в рамках реализации соглашения с ЕС. Правительство Грузии оказалось вынужденным спешно принимать меры, во избежание негативных последствий евроинтеграции.

Перечень негативных моментов, которые уже наступили и наступят в ближайшей перспективе для Грузии, можно продолжить. Но суть подобного сравнения в том, что ничего подобного мы не наблюдали в случае с согласованием проекта договора о союзничестве и интеграции между РФ и РЮО. Российская сторона учла опасения своих коллег из Цхинвала, в том числе касательно правил получения гражданства РЮО гражданами России. Внесенные коррективы позволят избежать лазеек, благодаря которым граждане Грузии могли получать сперва российское гражданство, а потом, опираясь на соответствующие пункты договора, требовать предоставления югоосетинского паспорта со всеми вытекающими для РЮО возможными последствиями. Теперь осталось еще более конкретизировать эти вопросы в дополнительных соглашениях и четко применять на практике без элементов коррупции и безалаберности.

Плюсы от нового договора, которые может получить Южная Осетия, обозначались многократно. Если говорить об этом вкратце, то речь идет, прежде всего, о повышении уровня жизни бюджетников Республики вследствие увеличения размеров зарплат и, разумеется, применения российской системы надбавок и начислений, касающейся работников бюджетной сферы и госструктур.

Свою роль сыграет повышение социальных пособий и пенсий для уровня северокавказских регионов России, и хотя сегодня многие жители Южной Осетии различными путями давно получают их в Северной Осетии, реализация нового договора поможет им избежать дополнительных сложностей, открыв доступ к ресурсам российской «социалки» непосредственно здесь, в РЮО.

Немаловажную роль сыграет введение режима свободного пересечения на российско-югоосетинской границе. Предусматривается создание информационно-координационного центра МВД, интеграция таможенных органов РФ и РЮО, включая переход на российское таможенное законодательство и нормы Евразийского экономического союза, обеспечение свободного пересечения государственной границы «с учетом ограничений по соображениям безопасности». Впоследствии российская таможня и пограничные переходы могут быть перенесены на границы новых республик с Грузией.

Работа местных государственных органов, министерств и ведомств пойдет по современным российским стандартам.

Пожалуй, одной из наиболее злободневных составляющих договора является формирование единого пространства обороны и безопасности. На фоне метаморфоз, происходящих на постсоветском пространстве, прежде всего на Украине, и перспектив переноса подобных сценариев в кавказский регион, об усилении обороны и безопасности нужно думать загодя. Тем более если учесть, что кровавый авантюрист Саакашвили играет далеко не последнюю роль в разжигании агрессии против республик Юго-Востока Украины. Возглавляя группу иностранных советников при президенте Порошенко, он является одним из организаторов поставки оружия киевской хунте. Вдобавок к укреплению его позиций в глазах натовских ястребов, власть «Грузинской мечты» слабеет с каждым годом, а деятельность радикальных прозападных кругов становится все активнее и жестче по отношению к действующему правительству. Не исключен сценарий возвращения к власти в той или иной ипостаси самого Саакашвили, либо другого фанатичного «западника» со всеми последствиями для стабильности в регионе. К тому же следует учесть, что своего рода «интернациональную» помощь в эскалации ситуации им окажут бойцы украинских националистических батальонов, которым сейчас в свою очередь помогают военнослужащие грузинских спецподразделений, в большинстве своем прошедших Ирак, Афганистан и Южную Осетию.

Кооперация действий между «мишистами» и исламистскими группировками тоже очевидна, в том числе на Украине. Исходя из этого, становится ясным, что договор с акцентом на оборонную составляющую -это не чья-то прихоть и праздные пожелания, а необходимость в плане обеспечения надежных гарантий безопасности.

Подчеркивая положительные последствия от реализации договора для Южной Осетии в целом, в то же время нельзя пройти мимо тех сложных проблем, которые выявились в ходе публичного обсуждения, носившей весьма специфический характер, выразившийся в концентрации внимания на некоторых аспектах.

Так, во время публичных баталий вокруг текста договора значительное внимание уделялось незыблемости норм Конституции, с сопутствующей критикой разработчиков проекта договора за намерения якобы нарушить Основной закон РЮО. Этот аргумент использовался теми, кто выступал против варианта с делегированием части полномочий. Между тем, здесь не все так односложно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Если рассмотреть Конституцию Белоруссии, образующей вместе с РФ Союзное государство, можно увидеть те же стандартные пункты о суверенитете, полномочиях президента как Верховного Главнокомандующего и практически ничего не сказано о возможности делегирования некоторых полномочий органам Союза или ограничении суверенитета в виде снятия таможенных пунктов на российско-белорусской границе. Тем не менее, кажущееся на первый взгляд противоречие между Конституцией Республики Беларусь и союзными отношениями с РФ не стало препятствием для интеграционных процессов между двумя братскими государствами, ибо никакого противоречия при достаточно грамотной юридической проработке вопросов не существует.

В Конституциях европейских государств, в частности, Франции и Германии, положения о суверенитете и президенте как Главнокомандующем соседствуют с пунктами о делегировании части полномочий органам Европейского Союза. Казалось бы, видимое противоречие, тем более, если учесть степень и характер интегрированности вооруженных сил западных государств в блок НАТО.

Примерно такую же картину мы наблюдаем, рассматривая конституции малых государств Европы, большинство которых находятся в ассоциированных отношениях с более сильными соседними государствами, делегировав им внешние полномочия, прежде всего в военной, внешнеполитической и таможенной сферах. Так вот, в их конституциях об этом практически ничего не сказано, возможности для подобного делегирования попросту не прописаны, тем не менее, факт тесной интеграции налицо. Однако международный опыт интеграционных процессов, пожалуй, не всеми принимался во внимание, как и тот факт, что интеграция всегда предполагает некоторое добровольное ограничение суверенитета. Насколько и как, это уже должна решать каждая сторона, исходя из своих национальных интересов.

В целом, конечно же, нынешний компромиссный вариант открывает достаточно хорошие перспективы интеграции России и Южной Осетии, позволяет создать механизмы для ускорения экономического роста и повышения благосостояния населения РЮО. Вопрос в том, чтобы добросовестно и ответственно использовать потенциал договора, то же самое касается дополнительных соглашений. Практическая реализация всех пунктов договора покажет, в каком направлении следует углублять и развивать интеграционные процессы.

Возвращаясь к теме обсуждения проектов договора, нельзя не сказать о том, что возникающие противоречия между сторонниками различных точек зрения усугублялись отсутствием серьезной экспертной проработки. Привлечение к обсуждению представителей всех основных партий, руководителей ведомств и других участников Политсовета, при всей демократичности такого подхода, лишь создало еще больше дымовой завесы ввиду столкновения политических, партийных и ведомственных интересов. Населению при этом преподносились готовые оценки и фобии, доступа к независимой оценке и предложениям со стороны экспертов у жителей попросту не было. Это происходило по одной простой причине – в отличие от многих государств, в Южной Осетии экспертное сообщество в виде соответствующих исследовательских центров, институтов, которые могли бы детально проработать все аспекты договора, банально отсутствует. Несколько лет назад вроде бы создавались какие-то научные советы при правительстве, однако где и когда проявилось их существование, до сих пор остается загадкой. Авторитетные российские эксперты, включая юристов-международников, могущих дать необходимые раскладки по возникающим правовым коллизиям, также не были привлечены. В итоге мы имеем то, что получили – очередное обострение противоречий между различными политическими силами, ярлыки, разжигание фантомных страхов и прочие неприглядные процессы вместо серьезной профессиональной проработки всех пунктов договора на основе учета национальных интересов обеих сторон. Все это вместе взятое послужило катализатором определенных настроений среди части общественности, которые при «нужном» воздействии со стороны могут привести к значительным негативным последствиям. Думается, соответствующие «конторы» на территории сопредельного с юга государства и иже с ними, извлекли немало полезных для себя выводов на будущее.

Выводы пора делать и нам. Один из них, в частности, касается разъяснительной информационной работы среди широких слоев населения. Ведь даже журналисты в большинстве случаев не могли докопаться и выяснить от участников процесса, что означает тот или иной пункт или же контекст в проекте договора в практическом исполнении, как он соотносится с нашей реальностью, насколько учтены реальные потребности страны, включая фактическую интеграцию двух частей Осетии. О последнем аспекте, кстати, даже для проформы нет ни единого упоминания. Оперативные разъяснения со стороны компетентных специалистов с обеих сторон помогли бы развеять многие слухи и домыслы, поспособствовав более конструктивному характеру обсуждения.

А. Тедеев