Уже многие десятилетия это место притягивает к себе поколения цхинвальцев. Театральная площадь стала для цхинвальцев и жителей республики неким живым олицетворением происходящих перемен в обществе. Что и говорить, разве можно забыть мощные по накалу страстей события последних лет. Это и наша Стена плача, и Гайд-парк, и сонно-ленивая Ривьера, и много еще чего для каждого из нас.
Предыстория ее возникновения такова. В послереволюционной Осетии конца 20-30-х гг. шло интенсивное облагораживание столицы Юго-Осетинской области. Среди энтузиастов цхинвальцев оказались люди, не равнодушные к красотам родного края. По решению облисполкома Южной Осетии с 27 по 37 гг. (и даже значительно позднее) развернулось широкое строительство комплекса зданий. Как бы сказали сейчас, вся инфраструктура, необходимая для результативного функционирования центра столицы, формировалась опытными архитекторами. Наиболее значительные здания и сооружения были расположены так, чтобы визуально дополнять друг друга.
В результате отличной работы архитекторов и строителей площадь стала обрастать следующим образом: 1925-29 гг. был построен Госдрамтеатр им. К.Хетагурова (архитектор А.Тер-Степанов). Затем, не нарушая баланса, возводятся здания гостиницы «Ирыстон», жилой дом и т.д. (архитекторами М.Шавишвили, Н.Непринцевым, Т.Бейером). В 1959 г. была окончательно сформирована центральная часть столицы, которая претерпев ряд изменений, дошла до нас в теперешнем виде. В общем без больших и видимых потерь (хотя многие цхинвальцы сожалеют о сносе старого здания библиотеки и книжного магазина).
Но дома и здания это одно, а «людские страсти» это другое. В былые времена площадь, или как ее называли «стометровка», блокировала все попытки либерализма.
Народ здесь собирался образованный, интеллигентный, но в духе осетинской традиций консервативный. Существовало некое табу, нарушив которое человек «терял лицо» и не имел морального права находиться на площади. Кто определил правила поведения, или правильнее – кодекс чести, сейчас трудно сказать. Но здесь было принято придерживаться хороших манер.
Небольшой пример, по рассказам старших. Если парень приходил на площадь с девушкой, держа ее под руку (или наоборот), то это расценивалось как негласная помолвка, за которой следовала свадьба.
Бравада не поощрялась, талантами и финансами не кичились, почти энциклопедически образованная молодежь здесь обогащалась духовно, психологически, морально, обменивалась опытом и информацией.
Позднее даже была сформирована целая прослойка людей некоего сословия, которых называли – «парни с площади». Кстати, недавно они предприняли деликатную попытку повлиять на общественно-политическую жизнь страны. Но речь не об этом. Сейчас Театральная площадь вбирает в себя энергию и опыт современного мироустройства. Происходит преемственность поколений, хотя некоторый негатив (заплеванные за вечер семечками лавки, брошенные пластиковые бутылки и т.д.) возмущает и не позволяет говорить о преемственности.
Метафизика этого места обнаруживает стойкую тенденцию к массовому паломничеству горожан и гостей столицы. Сюда тянет и в зной, и в стужу. Здесь всегда происходят вибрации общения на самых высоких уровнях. От тайных воздыханий, смелых признаний до тихих бесед седовласых полиглотов. Впрочем, как и у всего, у нее есть и другая сторона. Здесь собираются, когда негодуют, возмущаются, хотят перемен, требуя порядка и справедливости. Здесь мы встречаем высоких гостей, политиков, бизнесменов. Шумим, когда приезжают заезжие гастролеры. Любим рассуждать о будущем Осетии.
Ведь хорошее видится не на расстоянии, а отсюда – с Театральной площади.
Тамара КОТОЛОВА